Знай свои права потребителя!

Мебельный ликбез

На вопросы читателей «МЛ» отвечает руководитель консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Надежда Миляева.

* * *
— Что делать, если после покупки мебели в процессе ее использования обнаружились дефекты, сколы?
— В первую очередь необходимо предъявить продавцу (изготовителю или уполномоченной организации) письменную претензию и четко определиться с требованием.
Если вы желаете заменить некачественный товар на аналогичный надлежащего качества, то в действие вступает норма ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей». Если же вы намереваетесь вернуть некачественный товар продавцу и забрать назад его стоимость, то в соответствии со ст. 22 закона ваше требование должно быть удовлетворено продавцом в 10-дневный срок после получения претензии. За каждый день нарушения этого срока вы вправе требовать неустойку в размере 1% от цены товара на основании ст. 23 закона.
Отмечу, что если гарантия на мебель еще не закончилась, то покупатель вообще не должен заботиться о доказывании причин дефектов. Если же продавец подозревает, что покупатель сам повредил товар, то он должен доказать это, проведя экспертизу за свой счет. В случае окончания гарантии либо ее отсутствия экспертизу оплачивает покупатель, и если она подтвердит брак производителя, то магазин будет обязан не только выполнить основное требование потребителя (замена, возврат денег и др.), но и возместить расходы на экспертизу.

* * *
— Можно ли вернуть мебель, если она не подошла по размерам?
— Мебель относится к группе товаров длительного пользования. Потребитель должен знать, что, например, вернуть мебельный гарнитур, если он вдруг не подошел по габаритам к комнате, нельзя. Таковы правила продажи. Обменять или потребовать возврата денег можно лишь в случае приобретения единичного товара (диван, стол, кресло и т. д.).
Однако в случае обнаружения недостатков потребитель имеет право обратиться к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованием о замене на товар надлежащего качества. Продавец будет обязан в течение 7 дней после получения требования покупателя заменить товар на аналогичный.
Данной статьей допускается удовлетворение требований покупателя в течение 20 дней в случае, если продавцу потребовалась дополнительная проверка качества возвращенного товара. Если на момент предъявления требования покупателя о замене товара на аналогичный надлежащего качества у продавца не оказалось необходимой замены, то он обязан произвести ее в течение 30 дней.

Газовый капкан

В сурском крае активизировались ловкачи, которые под видом сотрудников газовой службы уговаривают граждан купить за баснословные суммы анализаторы утечки газа. Нередко они ссылаются на «новый закон» об обязательном наличии такого оборудования в квартире.
В реальности такого правила нет, однако если человек добровольно отдаст деньги за прибор, то вернуть их будет очень сложно. Очередной жертвой обмана стала 83-летняя пензячка. О том, что произошло, «МЛ» сообщила ее дочь Дарья Филинова (фамилия и имя изменены).
«Днем в нашей квартире на улице Кирова, когда моя престарелая мама была одна, раздался звонок, — рассказывает Дарья. — На пороге стояли два обаятельных молодых человека. «Вам необходим сигнализатор загазованности, — объявили они. — Вы же смотрите телевизор: участились взрывы газа, а сигнализатор — это ваша гарантированная защита! Как ветерану труда отдадим вам прибор за половину стоимости — 6 990 рублей!»
И это еще что! Бабушка моей подруги купила такую же технику за 11 000!»
Филинова стала искать информацию о чудо­приборе в Интернете и выяснила, что он стоит в разы дешевле. Затем изучила акт приема­передачи, который оставили ее матери, и обнаружила там такой пункт: «Покупатель подтверждает, что ознакомлен с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. товар в исправном состоянии обмену и возврату не подлежит».
«Я в тот же день написала заявление в полицию, — продолжает Дарья. — Участковый сказал, что состава преступления нет, и посоветовал попробовать вернуть устройство. Но это оказалось непросто. Приведенный в документах телефон был недоступен, а застать продавцов по указанному адресу не получилось. В итоге мне посоветовали обратиться в Центр по защите прав потребителей. Специалисты помогли оформить возврат и назвали определенную дату и время, когда я смогу прийти за деньгами».
В офисе компании в назначенный срок сидели сотрудники в шикарных костюмах, к которым столпилась огромная очередь обманутых людей. «Я вернула сигнализатор, и мне отдали деньги, — добавляет Филинова. — Подчеркну: с момента покупки не прошло двух недель. Я узнала, что родители и бабушки многих моих знакомых купили эти устройства за баснословные суммы. Но, поняв, что переплатили, они смирились с тем, что их обманули, и простились с деньгами. Надеюсь, мой рассказ поможет тем, кто окажется в подобной ситуации».
Как сообщила руководитель консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Надежда Миляева, подобные жалобы поступают часто. Но, увы, возврат денег возможен не всегда.
«Такая вероятность есть лишь в случае, если продавец зарегистрирован в Пензе, имеет стационарные площади, оставил чек и действительный договор, а не вымышленный, — подчеркивает Надежда Александровна. — Поэтому рекомендую не доверять на слово, а проверять информацию. Настоящие газовики, как правило, предупреждают о своем приходе заранее, объявления о конкретных датах размещают на информационных досках или в квитанциях. Дополнительные услуги никто навязывать не вправе, их могут только предложить.
Если к вам внезапно нагрянул человек, представляющийся работником газовой службы, прежде всего спросите телефон и адрес компании, в которой он работает, и уточните, обслуживает ли она ваш дом. Если этих данных нет, пускать в дом незнакомца не следует».