Пензенское масло отправилось в Китай

В минувшую пятницу на станции Пенза­IV состоялась отгрузка в Китайскую Народную Республику 500 тонн подсолнечного масла, произведенного ООО «Маслозавод «Пензенский». Это предприятие входит в группу компаний «Русгрэйн».
Чтобы путь прошел без происшествий, по традиции об одну из цистерн на удачу была разбита бутылка шампанского. Масло, предназначенное для производства комбикормов, прибудет в более чем 30-миллионный Чунцин (провинция Маньчжурия) ориентировочно через 20 дней. Отгрузка произошла в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Соглашение о поставках в Китай пензенского масла было заключено три месяца назад в Чебоксарах на совете по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга — Янцзы». Проект предполагает сотрудничество 14 регионов Приволжского федерального округа с шестью провинциями Китая. Данная работа проводится под руководством полпреда Президента РФ в ПФО Игоря Комарова. Уже готов к подписанию целый ряд соглашений о контактах наших регионов в экономической, научно­технической, социальной и культурной областях.
Договор о сотрудничестве между ГК «Русгрэйн» и китайскими партнерами был осуществлен при поддержке Правительства Пензенской области. Отправка грузового состава, состоящего из восьми вагонов­цистерн, стала своеобразным пилотным проектом. Уже в октябре планируется отправить в Китай масло в контейнерах. Железнодорожный состав из 84 контейнеров будет скоростным и прибудет в Чунцин за две недели.
«Это первая тестовая поставка, которая идет в Маньчжурию, — рассказал заместитель генерального директора компании «Русгрэйн» Михаил Петров. — Вся партия реализуется через нашу дочернюю компанию, которая единственная из российских зарегистрирована в одном из самых больших городов мира Чунцине. В этом году мы зарегистрировали там и торговую площадку. До конца 2019 года планируем поставить еще 8 тысяч тонн рапсового масла и 10 тысяч тонн подсолнечного масла, произведенного пензенским маслозаводом».
Михаил Петров добавил, что благодаря «Центру поддержки экспорта» пензенская компания — впереди всех. Сейчас для экспортных поставок качественной продукции в необходимых объемах есть все: производитель, логистика и внешняя торговая площадка. Это пилотный проект в центральном Китае, население которого составляет 700 млн человек.
Торговая война между США и Китаем оказалась на руку российским компаниям. До 2019 года масло в Поднебесной производили на основе американской кукурузы. Сейчас эти поставки приостановлены. Пензенское масло предполагают использовать как составляющую комбикормов для животных. Кроме подсолнечного масла будут отправлять и рапсовое, а также жмых и шроты (концентрированный корм).
— Сегодня знаменательный день, когда мы видим результаты совместной работы регионального правительства и пензенских предпринимателей, — отметил первый заместитель председателя Правительства Пензенской области Андрей Лузгин (на фото справа). — Для нас это важно в том плане, что впервые пензенские товаропроизводители формируют часть состава на территории региона.
Пензенская область уже несколько лет наращивает производство семян подсолнечника, но раньше они большей частью вывозились на переработку в соседние регионы. Для нас важно наращивать объемы переработки сельхозпродукции на территории Пензенской области. И экспорт — важное условие для роста добавленной стоимости на территории региона.
— Андрей Вячеславович, а в чем именно заключается помощь правительства области пензенским предпринимателям в выходе на международный рынок?
— Данная поставка является совместным проектом компании «Русгрэйн» и Правительства Пензенской области в формате российско­китайского межрегионального сотрудничества «Волга — Янцзы». Для нас важно, что эти поставки начали осуществляться из Пензенской области напрямую, важно, что состав формируется здесь, это удобно для пензенских товаропроизводителей.
По мере завершения испытаний флекситанков (вкладыш­камера, разработанная для контейнера и являющаяся безопасной емкостью для перевозки жидких наливных грузов) подсолнечное масло будет отправляться уже непосредственно в контейнерах. Это позволит другим пензенским производителям присоединяться к такому поезду, который, по нашим расчетам, будет отправляться один раз в неделю.
— Как работает Центр поддержки экспорта?
— Он создан на базе «Фонда поддержки предпринимательства» и находится по адресу:
г. Пенза, ул. Володарского, 2, в бизнес­инкубаторе. Руководитель центра Александра Бессонова, ее контакты можно найти на сайте export.mbpenza.ru.
На этой неделе был запущен проект «Школа экспорта», мы проведем обучающие мероприятия для пензенских предпринимателей по 11 направлениям, которые затрагивают все аспекты экспортной деятельности начиная от старта, выбора рынка, этикета, таможенного оформления и так далее.
Наша задача и задача Центра поддержки экспорта — способствовать выходу на внешний рынок в первую очередь небольших и средних предприятий Пензенской области.
— Какие достижения у нашего региона в плане экспорта?
— Существенный рост экспорта был отмечен у нас в прошлом году — более чем на 20%. Он был достигнут за счет расширения как географии, так и номенклатуры товаров, а также поставки крупными предприятиями сложного технического оборудования.
В этом году ввиду укрепления рубля и подорожания предназначенной на экспорт продукции динамика не такая положительная, но задачу превзойти уровень прошлого года никто не отменял. Часть наших проектов ориентирована в том числе и на китайский рынок.
Наша первоочередная задача — увеличивать количество предприятий, которые осуществляют поставку продукции на экспорт. Это этапы взросления предприятия. Выходя на экспорт, предприятие, как правило, повышает свою конкурентоспособность и на внутреннем рынке.
— Какие еще страны заинтересованы в сотрудничестве с Пензенской областью?
— Нашими торговыми партнерами являются порядка 80 стран, при этом есть ключевые страны, в которые экспорт осуществляется в больших объемах, прежде всего бывшие советские республики, входящие в ЕАЭС. Но есть и уникальные поставки, в частности, одна из пензенских компаний оказывает услуги для Новой Гвинеи по ремонту тепловозов.
— Как планируется увеличивать объемы экспортных поставок?
— Пензенская область располагается далеко от внешних границ, поэтому экспорт для нас не так актуален, мы больше работаем на внутренний рынок. Но оставаться в стороне от возможности поставить нашу продукцию в ближнее и дальнее зарубежье не собираемся. Поэтому предлагаем пензенским предпринимателям участвовать в образовательных программах, оказываем консультационные услуги. Важно, чтобы производитель видел экспорт как стратегию развития своего бизнеса, не опасаясь тратить на это как человеческие, так и материальные ресурсы.
В частности, в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в национальный проект, Министерством экономики Пензенской области организована работа, направленная на заключение экспортных контрактов субъектами малого и среднего предпринимательства. Предполагается выведение на экспорт 135 субъектов малого и среднего предпринимательства до 2024 года, 29 из которых планируется вывести на зарубежные рынки до конца 2019 года.

Яков БЕЛКИН. Фото автора

SinvolPamyati