Татарские женщины, объединяйтесь!

Председатель регионального объединения татарских женщин «Ак калфак» («Белый колпак») Эльмира Васильева — женщина с добрым сердцем, но и с непростой судьбой…

Никогда не сдавайся!

Родилась и выросла Эльмира в Каменке. С детства мечтала стать учителем начальных классов. Но судьба распорядилась иначе. После школы девушка выучилась в Астрахани на технолога общепита, а затем окончила в Пензе экономический факультет педуниверситета.
«По наследству мне передалась предпринимательская жилка, — улыбается Эльмира Хамзеевна. — В начале 80-х дед ездил по соседним селам, скупал коней, а затем торговал в Пензе мясом на рынке. Бабушка тоже торговала, но дома. Вещи привозила из Москвы. Несколько раз и я ездила с ней в столицу. Помню, как приходилось по несколько часов стоять в очереди, чтобы купить хотя бы 2 килограмма апельсинов».
После окончания астраханского техникума Васильева проработала три года начальником цеха на Каменском заводе по производству овощных консервов. А потом зарабатывать свой первый капитал Эльмира отправилась в Объединенные Арабские Эмираты, в город Дубай, где живет ее тетя — владелица небольшого магазина одежды. В этом городе пензячка устроилась администратором в торговом центре, ей приходилось работать по несколько суток.
Больше пяти лет Эльмира провела в разъездах между Каменкой и Дубаем. Но усилия того стоили: в начале 2000-х она открыла салон сотовой связи — первый в Каменке! Однако спустя некоторое время мобильная связь стала настолько общедоступной, что дешевые китайские телефоны можно было купить уже на каждом углу. Бизнес прогорел.
Однако Васильева руки не опустила и открыла новое дело. Бизнес­леди занялась монтажом пластиковых окон. Да так успешно, что клиенты появились не только в Каменке, но и в Пензе.
Все перечеркнул 2008 год — экономические проблемы в стране свели бизнес Васильевой на нет.
«Я осталась ни с чем! — вспоминает Эльмира Хамзеевна. — И что бы я делала тогда без поддержки родителей?! По счастью, мама подсказала мне идею: заняться продажей товаров для мусульман. Речь шла не только о священной литературе, но и о масляных духах, платках, тюбетейках, музыкальных дисках с татарскими песнями и многом другом.
Общими усилиями мы наскребли 100 тысяч рублей и поехали с мамой за вещами в Казань. И дело пошло! Мой павильон работает в Каменке уже больше 10 лет».

Сын Дамир

Поиски своего дела оказались для Эльмиры не единственным испытанием судьбы. Сына Дамира ей пришлось воспитывать в одиночку.
Когда после астраханского техникума девушка вернулась домой в Каменку, ее сосватали однокласснику. Свадьбу сыграли уже через две недели. Дальше события развивались не менее стремительно: супруг попал за решетку, а Васильева узнала, что беременна. Как раз в это время, оставшись без средств к существованию, Эльмира и поехала за советом и поддержкой к тете.
В Каменку она вернулась уже на восьмом месяце беременности. Из роддома ее забирали родители и брат. Во всем помогала мама, но, когда сыну исполнилось три года, Васильева вынуждена была оставить его и отправиться на заработки.
«Каждый день я ревела в подушку, глядя на фото сына, — вспоминает Эльмира Хамзеевна. — Однажды позвонила по телефону, а Дамир отказался со мной разговаривать. Сказал, что мама только обманывает и совсем к нему не приезжает…»
Но у Васильевой выбора не было — она на своих плечах несла заботы о семье и через пару лет поняла, что жертвы не были напрасны. Сильная женщина смогла купить в одной из новостроек Каменки собственную квартиру.
В 6 лет Дамир стал проявлять интерес к православию. По соседству жила старушка, лечившая страждущих молитвами, весь ее дом был заставлен иконами. Часто заходя в гости, мальчик выучил множество молитв и стал хорошо разбираться в ликах святых. Но Васильева сочла своим долгом отвести сына к местному мулле, и тот часами стал рассказывать мальчику об основах ислама. С годами интерес Дамира к исламу только увеличивался.
Сегодня молодой человек учится на втором курсе Института международных отношений Казанского федерального университета на факультете истории тюркских народов. Он в совершенстве владеет устным и письменным арабским языком, освоил древнее искусство арабской каллиграфии — шамаиль. Такие письмена помещают в качестве оберега в жилых домах над дверными проемами. Есть они и в мечетях.

«Ак калфак»

Пять лет назад Эльмира Васильева открыла в себе новое призвание — она занялась общественной деятельностью. «Женсовет «Ак калфак», что в переводе означает «Белый колпак», успешно работал в Казани, — рассказывает Эльмира Хамзеевна. — И я отправилась перенимать опыт. Потом стала искать в каждом районе Пензенской области активистку­единомышленницу. Задача оказалась не такой простой. Но все получилось.
Наша деятельность связана с сохранением традиций, обычаев и языка татарского народа. А символом общественной организации стал расшитый калфак — древний головной убор татарских женщин, свидетельство былого величия предков, символ чистоты помыслов. Кроме того, это модель юрты — дома».
Эльмира и ее единомышленницы придумали свой дизайн этого головного убора. Они стали расшивать его бисером и наносить различные узоры. Мастерицы так в этом деле преуспели, что теперь проводят в пензенских школах мастер­классы.
Сегодня в активе женсовета «Ак калфак» также мастер­классы по татарской национальной кухне, фестивали, конкурсы «Супербабушка», «Успешная семья», «Мисс татарочка» и многие другие достойные проекты. Усилия Эльмиры Васильевой были оценены по достоинству: от имени Министерства культуры Республики Татарстан она получила знак отличия «За достижения в культуре», а президент республики Рустам Минниханов вручил пензячке благодарственное письмо за сохранение татарской культуры, языка и традиций.
В наступающем 2020 году женсовету «Ак калфак» исполнится пять лет. В связи с этим в Пензенской области планируется проведение первого женского форума.

Динара Шадыханова

SinvolPamyati