«За ночь приходилось печатать 150 снимков!»

Владимир Елшанский — живая легенда пензенской фотожурналистики. В этом году мастер отметил свой 80-летний юбилей. И хотя родился он в Ленинграде, практически вся жизнь Владимира Петровича связана с Пензой.

Урок от Ермина и Мясникова

«Биография моя началась печально, при родах умерла мама, — вспоминает Владимир Петрович. — С началом войны семья была эвакуирована в Свердловск, где на военном заводе отец изготавливал пушки. Фотографией серьезно я увлекся в школьном кружке, мечтал поступить на операторский факультет ВГИКА. Но в ответе мне посоветовали попробовать себя, поработав на местной киностудии.
Однако вскоре армия, служба на Украине. А затем Пенза, где жила семья моего дяди Михаила Васильевича Савина, где состоялся братский творческий союз и дружба с братом — поэтом, писателем, краеведом Олегом Савиным. Работал в киногруппе на пензенском телевидении, сотрудничал с областными и центральными газетами и журналами. Набираясь опыта работы, окончил Всесоюзный факультет фотожурналистики при фотоцентре Союза журналистов СССР.
А в 1971-м при областной журналистской организации была создана творческая фотостудия «Репортер», которую мне и было поручено возглавить.
Осваивать профессию приходилось в самой жизни. Однажды по заданию областной газеты отправился в Наровчат вместе с первым секретарем обкома партии Львом Ерминым. У района были лучшие показатели в животноводстве, и Лев Борисович должен был вручать переходящее Красное знамя. Действо проходило в местном Доме культуры. Я сел в первом ряду, и так получилось, что засмотрелся, очнулся, когда Ермин и глава района уже жали друг другу руки. А мне заказан снимок, на котором момент вручения Красного знамени!
Я к Ермину, так и так, давайте еще раз изобразим, будто вы вручаете знамя главе района. Это ж несложно. А Лев Борисович посмотрел мне в глаза и сказал: «Ничего мы изображать не станем. И пусть это будет тебе уроком на всю жизнь». Я эти слова хорошо запомнил и больше подобных накладок не допускал.
Довелось мне фотографировать и второго секретаря обкома Георга Мясникова. Однажды собрались в его кабинете журналисты, он с нами общается, и тут звонок. Директор «Тархан» (еще предшественник Мельниковой) жалуется, что в селе Апалиха, находящемся на территории музея­заповедника, начали строить свиноферму. Георг Васильевич тут же набирает директора совхоза: «Я к тебе завтра приеду. Если к тому времени все не очистите, положишь на стол партбилет».
Мясникова и уважали, и боялись. Неудивительно, что его наказ был моментально исполнен».

Замуровали, демоны!

«С профессией у меня много интересных историй связано, — продолжает Владимир Елшанский. — Вот однажды снимал я в пионерлагере праздник Нептуна. Вдруг пленка обрывается. Я хватаю вторую камеру, и на ней тоже пленка обрывается. Просто мистика какая-то!
Думаю, где же мне перезарядить пленку… Кидаюсь к пищеблоку, и там повара меня закрывают в большой холодильной камере — самом темном месте на кухне. Быстро на ощупь перезаряжаю кассеты, врезаясь в висящие на крюках свиные туши, стучу в дверь холодильника, и… никто не открывает. Думаю, за шумом компрессора, может быть, не слышат. Стучу громче, все руки и ноги отбил — бесполезно. Только через час про меня вспомнили, когда ребятня обедать пришла. Долго потом повара извинялись, мол, пошли смотреть праздник, да и забыли про меня.
В советские времена был обычай — высокому гостю на прощание вручать альбом с фотографиями, рассказывающими о его пребывании на пензенской земле. И когда, к примеру, приезжал член Политбюро ЦК КПСС Федор Кулаков, начинались нескончаемые поездки по полям и предприятиям. Никаких запретов на съемку — работай, как считаешь нужным! Но ночью приходилось печатать по 100—150 снимков, а утром Георг Мясников уже раскладывал их на своем столе и отбирал несколько десятков для фотоальбома.
Довелось мне снимать снос старого здания вокзала Пенза­I, присутствовать при перекрытии Суры и создании водохранилища. Снимал концерт на стадионе «Труд», где выступали Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, визит в Пензу Андрея Миронова с женой Ларисой Голубкиной, Ираклия Андроникова, Ролана Быкова, Владимира Басова, Спартака Мишулина, Александра Солженицына, Георгия Вицина, Муслима Магомаева, выступления на Дне поэзии в Тарханах звезд самой разной величины…
Когда в середине 1980-х Николай Бурляев в тех же Тарханах снимал своего «Лермонтова», я неделю там жил, делал фотозарисовки. Снимал приезд в Пензу Юрия Никулина и его партнера Михаила Шуйдина, позже еще раз вел фотохронику появления Никулина в Пензе, на этот раз тот приехал за рулем своей «Волги», чтобы посмотреть в пензенском цирке выступление молодых клоунов».

Архив пропадает

«Благодарен судьбе за то, что она свела меня с поэтом Евгением Евтушенко, — рассказывает корифей пензенской фотожурналистики. — Он тоже увлекался фотографией, устраивал выставки. В 1982-м такая выставка была организована в Куйбышеве, я специально приехал, нашел там Евгения Александровича, пригласил устроить подобную фотовыставку в Пензе. Он ни в какую, мол, некогда.
Но я не сдался, отправился к нему в Переделкино и еще два дня его уговаривал. В итоге Евтушенко сдался. Когда я рассказал об этом Мясникову, у того глаза на лоб полезли: «Володя, как тебе удалось?!»
На открытие выставки в культпросветучилище приехал сам поэт. И задержался в сурском крае на несколько дней! Запомнилось, как Георг Васильевич подарил ему зифовский велосипед. И то, как Евгений Александрович решил снять моего сына Валерку в своем фильме «Детский сад». Между нами завязалась дружба, Евтушенко даже стихотворение нам с Валерой посвятил:
Я хочу быть
поэтом гражданским.
Больше я
не хочу ничего.
Но я счастлив быть
другом с Елшанским
И с хрустальным
Валеркой его!»
У меня дома хранится огромный архив фотографий — фактически это уникальная фотолетопись истории сурского края почти за 60 лет! Но архив этот никому не интересен. Мечтаю о создании музея пензенской фотожурналистики. Вот там-то и фотоматериалы пензенских мастеров можно было бы хранить, и интересные выставки и встречи проводить. Я обращался к властям, но в ответ — сплошные отговорки.
Жаль, если такие уникальные снимки со временем просто пропадут…»

Яков БЕЛКИН

SinvolPamyati