Как ДК имени Дзержинского опять стал Богоявленской церковью

В минувшем году здание ДК им. Дзержинского перешло к Пензенской епархии. И по поводу этого события было сломано немало копий… Настало время рассказать, что сегодня происходит в стенах Богоявленской церкви и что случилось с кружками и секциями, которые квартировали в здании постройки ХIХ века.

Частица Креста Господня

Под саму церковь отведено всего одно помещение, хотя и довольно просторное. Все остальное пространство теперь занимает Епархиальный духовно­-просветительский центр имени святителя Иннокентия Пензенского, которым руководит протоиерей Алексий Ладыгин.

“До революции это был самый красивый храм в губернии, — рассказывает отец Алексий. — В 1923 году здание передали железнодорожникам, а еще три года спустя здесь открылся клуб имени первого наркома путей сообщения Феликса Дзержинского. В 2014 году здание и территория были приватизированы Российскими железными дорогами. Все было разбито на три кадастра: здание отдали нам, а скверик с памятником Дзержинскому и участок с памятником пограничникам все еще находятся в ведении железнодорожников.

Сейчас земля выставлена на продажу, но вряд ли кто‑то купит ее за такую цену, тем более на ней ничего нельзя строить, а можно только использовать как парковую зону. Если бы эти территории передали нам, мы бы с прихожанами быстро навели порядок. Памятник пограничникам не помешает, а вот Дзержинского мы бы без вопросов передали соответствующим органам. Сейчас собираем средства прихожан на колокола, планируем поставить у входа временную звонницу”.

В помещении, где обосновалась церковь, чисто и нарядно. Можно не только помолиться перед иконами, но и припасть к частицам мощей — их тут более 80! Есть частица Креста Господня, камень из гроба Господня, камни с гор Фавор, Афон, с берега Галилейского моря.

Отец Алексий не только разрешает нам заглянуть в ризницу, но и с гордостью демонстрирует свое облачение для проведения служб: “Зеленую ризу я надеваю на праздники и дни памяти преподобных, в том числе на Троицу. Голубая — для Богородичных праздников, белая — на праздники, посвященные Иисусу Христу. Фиолетовая — на праздники Животворящего Креста Господня. Золотой цвет — для воскресных служб и дней памяти пророков, апостолов… На Пасху и дни памяти мучеников надеваем красную ризу, а темно­красную — в Великий четверг”.

Рок­звезды

Отец Алексий ведет нас по этажам, вспоминая, как выглядели помещения еще относительно недавно: “Тут потолки обваливались, здесь штукатурка сыпалась, грибок и плесень поселились повсюду. Мы даже сфотографировали весь этот ужас для истории. Все лето вели ремонт с привлечением средств от благотворителей. Храм со второго этажа перенесли на первый, в большее помещение и чтобы не мешать учебному процессу. Тем более что паства увеличилась, приход насчитывает до 200 прихожан. Людям удобно, многие живут неподалеку”.

Проходим мимо актового зала — оттуда раздается… бодрый рок. Неожиданно! На сцене поют и пляшут ребята 4—6 лет. “Вы рок­звезды!” — кричит им педагог по вокалу, мотивируя юные таланты выкладываться больше.

“Церковь к таким концертам относится нормально. Мы даже 11 января у собора будем выступать — правда, исполнять предстоит только эстрадные песни”, — поясняет руководитель детской студии “Муравейник” Владимир Морозов. По словам Владимира Анатольевича, после того как здание передали церкви, многие секции и кружки перебрались отсюда в другие учреждения. Стоимость аренды актового зала немного повысилась, зато “стало гораздо чище, отремонтировано много помещений”. Но около 300 детей и 250 взрослых по‑прежнему занимаются в этих стенах — только теперь уже в духовно­просветительском центре. Здесь есть бальные и восточные танцы, вокал, театральная студия “Росток”.

Между Сциллой и Харибдой

“Василиса, солнышко, иди ко мне! Поправь юбку! Степа, криво делаешь! Разверни ткань!”, — командует бессменный руководитель студии “Росток” Елена Иванова (к примеру, среди ее воспитанников Антон Макарский). Ребята от 6 до 14 лет снуют туда­сюда: костюмы примеряют, декорации готовят. “Месяц назад нашей студии исполнилось 40 лет! Из них 30 лет мы в этом здании. И хотя его передали церкви, нам оставили возможность заниматься, летом сделали ремонт в нашей репетиционной комнате, а то потолок обваливался”, — говорит худрук.

Впрочем, появились в здании и новые кружки — с православным уклоном. Например, семейный епархиальный театр, детский архиерейский хор (около 100 человек), нашлось место для православных волонтеров и скаутов, открылись воскресная школа, курсы богословов и сестер милосердия. Скоро заработает детская кулинарная студия, все оборудование уже завезено.

“Наша задача — занять ребят полезными проектами, дать им духовно­нравственное и патриотическое воспитание. Важно оградить их от тлетворного влияния соцсетей! — подчеркивает отец Алексий. — Мы планируем объединить другие подобные центры региона, помогая им и материально, и духовно”.

Зал на 700 мест востребован еще больше, чем раньше, так как здесь практически бесплатно отдают сцену коллективам, которые не могут себе позволить выступить на других площадках города. Сюда выстроилась очередь на проведение концертов. Недавно, например, проходил фестиваль восточного танца.

По словам протоиерея, все время приходится лавировать между Сциллой и Харибдой, чтобы и церковные каноны не нарушить, и творческим людям помочь. К тому же здание в 4500 кв. м содержать дорого, нужно вовремя оплачивать тепло, свет и воду, выдавать зарплату сотрудникам, производить налоговые отчисления, так что здесь рады любой прибыли.

…Перед уходом задерживаемся в фойе: прежде тут периодически устраивались выставки­-продажи шуб, а теперь работает церковная лавка. А еще есть буфет со свежей выпечкой. Для проголодавшихся после занятий детей и выстоявших службу взрослых — самое то.

Яков БЕЛКИН, Анастасия КУЗНЕЦОВА

SinvolPamyati