Мама, папа, я — интеллектуальная семья!

В Пензе прошел финал необычного конкурса — “Мама, папа, я — интеллектуальная семья!” Корреспондент “МЛ” решил встретиться с его победителями, выяснить, как современным родителям удается привить детям любовь к знаниям.

Захаровы

Первое место завоевала семья Захаровых из Кузнецка. Наталья и Дмитрий воспитывают 13‑летнего Кирилла и 8‑летнюю Марию. Супруги трудятся технологами на мебельном производстве, а все свободное от работы время стараются проводить с сыном и дочерью.

“Развивать кругозор у детей нам помогали детские книги и игры, — рассказывает Наталья Захарова. — В четыре года Кирилл уже самостоятельно писал письма Деду Морозу. А Маша быстро научилась рассказывать интересные истории.

При этом мы никогда не наседаем по поводу учебы. Просто стараемся выявлять интересы детей и поддерживаем (в том числе финансово) любые их начинания. В итоге сын и дочь сами находят увлечения. Кирилл играет в футбол, вникает в роботостроение и тренируется в секции самбо. Машу увлекает художественное творчество, она занимается танцами и бисероплетением”.

“Немаловажную роль играет личный пример, — подчеркивает Дмитрий Захаров. — Мы часто всей семьей ездим на соревнования по рыбалке, где, кстати, занимаем призовые места. Участвуем с супругой и детьми в акции “Чистый берег” — собираем мусор”.

“Участие в конкурсе “Мама, папа, я — интеллектуальная семья!” оказалось делом непростым, особенно на отборочных турах, — улыбается Наталья. — В финале с другими семьями мы шли наравне, но в одном из заданий единственными дали правильный ответ и вырвались вперед.

А решающим фактором стало конструирование башни из подручных средств: ватмана, карандашей, ручек, палочек для роллов, скотча… Нам удалось построить самую высокую — сын с мужем в этом деле спецы!”

Козины

“Серебро” досталось семье Козиных из Пензы. Ирина — учитель­логопед — в прошлом году стала призером конкурса профессионального мастерства “Воспитатель года”. Неутомимый педагог постоянно тянется к новым знаниям, участвует в различных конкурсах, конференциях, мастер­классах.

Михаил — инженер по образованию, работает в сельском хозяйстве, а еще пишет стихи и прозу — даже членом Российского союза писателей стал. При этом глава семейства успевает говорить свое веское слово в школьном совете отцов.

Федору 13 лет, но его уже можно назвать молодым ученым­исследователем, экологом. Помимо этого подросток увлечен музыкой, радиоэлектроникой и посещает секцию картинга.

7‑летний Гриша также интересуется вопросами охраны природы. Он играет на флейте и занимается настольным теннисом.

“В школьных научно­практических конференциях Гриша начал участвовать еще с садика, а Федор — с 3 класса (тогда были другие требования) и за свои успехи получил в прошлом году путевку в “Артек”. Федя уже и в международных олимпиадах успел победить!” — с гордостью говорит Михаил Козин.

Чтобы дети не убивали свое время на бесцельное блуждание в Интернете, в семье приняли нестандартное решение. “Как только мы купили детям навороченные смартфоны, сыновья сразу же скатились в учебе, поэтому мы вернулись к кнопочным телефонам, — рассказывает Михаил. — На компьютере тоже нет игр. Да и к телевизору мы равнодушны, он только зрение портит. Возможно, такие ограничения и не позволяют нам заниматься в жизни ерундой”.

“К конкурсу мы готовились везде, как только выдавалась свободная минутка: за завтраком, по дороге в школу и обратно, в магазине, — с улыбкой вспоминает Ирина Козина. — И это помогло дать ответы на непростые вопросы. Например, нам предложили решить такую задачу: “Во время войны партизаны минировали железнодорожные пути, чтобы пускать немецкие составы под откос. И фашисты стали осматривать пути с помощью собак­ищеек, которые быстро находили мины. Чтобы ввести собак в заблуждение, партизаны пытались натирать рельсы табаком, но махорки стало не хватать. Что они в результате придумали, чтобы сбивать собак со следа?” На поиск ответа давалось 3 минуты.

Каких только вариантов у нас не было! Но, когда время уже заканчивалось, интуитивно мы вместе пришли к правильному ответу — порох или компоненты взрывчатки стали рассыпать в ложном направлении!”

Шлихтер

Третье место судьи конкурса “Мама, папа, я — интеллектуальная семья!” решили разделить между двумя семьями: Шлихтер  из Заречного и Бычковых из Колышлейского района.

Заводчанин Михаил и газетный редактор Наталья Шлихтер воспитывают двух дочерей. Старшей Екатерине — 14 лет, Марине — 9. Главные правила воспитания здесь таковы:

— дать детям как можно больше самостоятельности и ни в коем случае не заставлять их делать то, что не нравится;

— не ускорять детство — пусть сестры продолжают писать Деду Морозу и верить в чудеса.

“Дочери у нас очень дружные, обе занимаются художественной гимнастикой, — говорит Наталья Шлихтер. — Но при этом девочки очень разные. Катя любит читать, может и энциклопедией увлечься и фантастическим романом. Книги как орешки щелкает — максимум за 2 дня их прочитывает.

А Марина более подвижная, как ртуть живая. Ей сложно усидеть на месте, но учится она тоже хорошо”.

“В большинстве заданий нас выручала эрудированная Катя, — подключается к беседе Михаил Шлихтер. — К примеру, мы не сразу справились с таким вопросом: властям долго не удавалось убедить крестьян заняться выращиванием картофеля. Люди не доверяли неизвестной им культуре и боялись, что их хотят обмануть.

На какую хитрость пошли власти, чтобы убедить крестьян выращивать и употреблять в пищу картофель?

И Екатерина нас выручила — выдвинула верную версию: некоторое время власти ставили у грядок с картофелем на ночь охрану. Обыватели решили: раз охраняют, значит, это что‑то действительно ценное!”

Бычковы

Дмитрий и Виктория Бычковы — многодетные родители. Их Веронике — 10 лет, Ростиславу — 8, а Всеволоду — 1,5 года.

“Дети с малых лет должны держать в руках книги! — уверена Виктория. — Вероника, пока была несмышленой, просто смотрела картинки, а как научилась читать, книг из рук уже не выпускает. Она обожает разгадывать кроссворды, учится на отлично, занимается танцами и плаванием. А остальное время посвящает дополнительным занятиям по русскому и английскому языкам, математике.

Ростислав очень подвижный, но учится на одни пятерки. Увлекается футболом, ходит в музыкальную школу и на танцы. Всеволод любит собирать пирамидки, кубики — не исключено, что инженером­конструктором станет!”

В многодетности супруги видят только плюсы — старшие дети помогают заниматься с младшим, никому никогда не бывает скучно. Детям автоматически прививаются лучшие качества: ответственность, забота о близких, работа в коллективе.

Олеся Андреева

SinvolPamyati