О бесплатном питании, COVID-19 и проверочных работах

На вопросы читателей “Молодого ленинца” отвечает начальник управления образования г. Пензы Юрий Голодяев.

*   *   *

— Юрий Александрович, оправдало ли себя дистанционное обучение этой весной и что еще нужно сделать, чтобы улучшить этот процесс? Какова вероятность того, что в этом учебном году снова придется учиться дистанционно?

— Для всех школ в регионе и по всей стране дистанционное обучение — новый опыт освоения и передачи знаний. На мой взгляд, в целом этот проект профессионально реализован в пензенских школах на практике весной этого года. Однако соглашусь, что не у всех школ одинаково получилось использовать разные информационные площадки: на первых этапах возникали трудности с передачей информации и освоением учебных программ. Но результаты ЕГЭ у выпускников­2020 лучше, чем у прошлогодних, что говорит о том, что повторение и изучение пройденного материала в конце учебного года в дистанционном формате прошло достойно.

При организации дистанционного обучения школами использованы возможности социальных сетей и мессенджеров (ВКонтакте, Facebook, Instagram, WhatsApp, Telegram, Viber), где школьники порой ориентируются лучше учителей.

Я надеюсь, что в этом учебном году нам не придется массово переводить все школы на дистанционное обучение. Допускаю, что из‑за наслоения одной инфекции на другую, а именно сезонного гриппа, ОРВИ, коронавирусной инфекции, будут уходить на дистанционное обучение классами. К примеру, в Пензе по состоянию на 21 сентября закрыто на карантин 8 классов по заболеванию COVID­19, 18 классов и одна группа в детском саду — по ОРВИ.

*   *   *

— Скажите, работают ли в этом году группы продленного дня в общеобразовательных учреждениях, а также кружки и секции по интересам?

— Да, работа групп продленного дня организована во всех общеобразовательных учреждениях города. Кроме того, открыты все отделения дополнительного образования для детей школьного возраста. Но при этом в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Пензенской области мы используем средства защиты для рук и проводим обязательную термометрию.

*   *   *

— Почему в школах и особенно детских садах при входе проводят термометрию ртутными градусниками? Это же небезопасно! Сейчас существует несколько видов электронных и бесконтактных термометров…

— На данный момент во всех образовательных учреждениях города Пензы организован утренний фильтр с использованием обязательной термометрии. Это сделано для того, чтобы выявить детей с подозрением на ОРВИ или COVID­19.

В каждой школе и детском саду закуплено минимум по два бесконтактных термометра, всего используется 224.

На входе в детский сад измерение температуры проводится бесконтактным термометром. В группах дошкольного учреждения, где есть отдельный вход, температура измеряется ртутными или бесконтактными термометрами, в том числе и в медкабинете (при ухудшении самочувствия ребенка). Чистые ртутные градусники хранятся в отдельном контейнере (по количеству детей), после использования помещаются в емкость с дезсредством, выдерживаются 15—20 минут, затем промываются проточной водой, насухо вытираются и складываются в контейнер для дальнейшего использования.

*   *   *

— С 1 сентября учащиеся младших классов обеспечиваются бесплатным питанием. В Интернете на форумах родители обсуждают низкое качество готовых блюд. Как сотрудники управления образования г. Пензы отслеживают работу школьных столовых и качество питания?

— С начала учебного года все учащиеся начальных классов обеспечиваются один раз в день бесплатным горячим питанием: завтраком или обедом на выбор. Стоимость бесплатного горячего питания составляет 73 руб. 85 коп. Право выбора завтрака или обеда остается за родителями обучающихся. Если родители желают, чтобы их ребенок получал и завтрак, и обед, то стоимость одного из них уже оплачивается отдельно за их счет. Всего на организацию питания учащихся 1—11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Пензы предусмотрено на 2020 год 186224600 руб. Рекомендуемая стоимость завтрака для учащихся 5—11 классов составляет не более 60 рублей, обеда — не более 85 рублей.

Жалоб и обращений по поводу организации питания в школах города в управление образования не поступало. В условиях сохраняющегося риска распространения новой коронавирусной инфекции проверки организации горячего питания в школах города Пензы временно отменены, за исключением случаев угрозы жизни и здоровью обучающихся.

*   *   *

— Перечислите льготные категории, питающиеся в городских школах бесплатно?

— Меры социальной поддержки за счет средств бюджета города Пензы предоставляются: учащимся 5—11 классов, признанным в установленном порядке детьми­инвалидами (бесплатный завтрак или обед один раз в день); учащимся 5—11 классов из многодетных семей (бесплатный завтрак или обед один раз в день); детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1—4 классов — один бесплатный обед, 5—11 классов — один бесплатный завтрак и один бесплатный обед в день.

Меры социальной поддержки в виде частичной оплаты питания (один раз в день) в размере 50 процентов от стоимости завтрака или обеда предоставляются следующим категориям: учащимся 5—11 классов из малоимущих семей, в том числе детям­сиротам; детям, состоящим на учете в противотуберкулезном диспансере.

По состоянию на 16 сентября 2020 года количество учащихся 5—11 классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, получающих льготное питание, составляет 5484 человека.

*   *   *

— Законны ли просьбы учителей и школьной администрации о сборе денежных средств на ковры, шторы, линолеум, парты и т. д.?

— Сбор денег в образовательных учреждениях города Пензы в фонд школы, класса, на материально­техническое оснащение и обеспечение образовательного процесса запрещен. Руководители городских школ и детских садов предупреждены об ответственности за нарушение требований законодательства об образовании и благотворительной деятельности.

С сентября прошлого года в городском бюджете предусмотрены денежные средства в размере 500 рублей на каждого обучающегося, которые направляются в общеобразовательные учреждения на хозяйственные и иные нужды.

В начале этого года к нам поступило пять жалоб от родителей: две — на сбор денег для приобретения бактерицидных ламп, остальные — на установку кулеров в классах. По итогам проверки выяснилось, что инициаторами стали родители, а администрацию образовательной организации они о своих инициативах даже не поставили в известность.

По каждому обращению граждан по вопросу привлечения денежных средств родителей на нужды образовательных учреждений специалистами управления образования города Пензы проведены служебные проверки в рамках компетенции управления образования г. Пензы.

*   *   *

— В городских школах должны были пройти проверочные работы среди школьников с целью проверки знаний за прошлый учебный год. Будут ли они учитываться по итогам первой четверти?

— С 14 сентября по 12 октября в школах региона стартовали всероссийские проверочные работы (ВПР) с 5‑го по 9‑й класс. Задания по учебным предметам для всех классов будут составлены по учебной программе предыдущего года обучения.

Все учащиеся выполнят ВПР по русскому языку и математике, 5‑е классы дополнительно напишут ВПР по окружающему миру. У 6‑х к перечню предметов добавится история и биология, у 7‑х — история, биология, география и обществознание. Ученики 8‑х классов пишут историю, биологию, географию, обществознание, физику и иностранный язык, девятиклассники — историю, биологию, географию, обществознание, физику и химию. Варианты заданий в каждой школе будут индивидуальными.

Конкретные даты проведения ВПР по всем учебным предметам в разных классах будут определены каждой школой самостоятельно. Пройдут они на 2—4 уроках, при этом работа по конкретному учебному предмету будет проводиться одновременно для всех классов в параллели. Школам не рекомендовано использовать результаты ВПР­2020 при текущей аттестации школьников, т. е. выставлять оценки в журналы и дневники.

Результаты ВПР­2020 будут рассматриваться в качестве материалов для входного мониторинга качества образования, результаты которого должны помочь школам выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам на 2020 / 2021 учебный год.

*   *   *

— Как можно перевести ребенка в другую школу в начале учебного года в связи с переездом или нежеланием учиться в той или иной школе?

— Перевод детей из одного общеобразовательного учреждения в другое осуществляется на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 177. Для того чтобы перевести ребенка в другую школу, предстоит пройти два этапа: сначала отчисление из одного образовательного учреждения, а затем перевод в другое. Перевод ребенка в любую школу возможен в том случае, если в школе имеются свободные места с учетом первоочередного зачисления на них учеников, проживающих на закрепленной за конкретной школой территории. Зачисление ученика в школу происходит в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов.

Динара Ефимова

SinvolPamyati