Проезд в общественном транспорте все равно подорожает

Яркие эмоции вызвали у пензяков объявления о том, что стоимость проезда в общественном транспорте снова увеличится. Их расклеили по всему городу на остановках. Последний раз перевозчики поднимали цену летом 2019 года — с 23 до 27 рублей.

«С 14 ноября вводится следующая оплата на муниципальных маршрутах (№№ 4, 5, 18, 31, 33, 34, 89) — 32 рубля стоимость одной поездки и провоза одного места багажа при оплате наличными денежными средствами», — предупреждают пассажиров.

Регулируемо не все

Еще 13 июля 2015 года в России был принят Федеральный закон № 220‑ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». В этом документе разделены понятия «регулярные перевозки по регулируемым тарифам» и «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам».

К первым отнесли перевозки, которые осуществляются с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиком. При этом перевозчик обязан сообщить об изменении стоимости проезда за две недели до повышения цены билета.

В конце 2018 года было принято постановление главы администрации Пензы, и перевозчики получили возможность с мая 2019 года перейти на нерегулируемые тарифы, то есть самостоятельно устанавливать цену. В июне прошлого года они предупредили органы власти о том, что через две недели повысят тарифы на своих маршрутах.

История вопроса

После того повышения Пензенское управление Федеральной антимонопольной службы России проводило проверку. В отношении компаний­перевозчиков было возбуждено дело. Их заподозрили в картельном сговоре — негласной договоренности продавать свои услуги по одной цене. УФАС этот факт установило и в апреле 2020 года вынесло решение о том, что Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» нарушен.

Компании были привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Она предусматривает штраф на должностных лиц от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц — от 3 до 15 процентов суммы выручки от реализации услуг, но не менее 100 тысяч рублей.

Более того, Пензенское УФАС подало иски в суд, чтобы отозвать у перевозчиков свидетельства, которые им выдала администрация города на пять лет и которые предусматривают нерегулируемый тариф на перевозки. Дело до сих пор находится в стадии рассмотрения. Заседания откладывались в том числе и из‑за ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Как пояснила «МЛ» руководитель Пензенского УФАС Елена Демидова, если через суд удастся добиться отзыва лицензий у перевозчиков, то администрация города должна будет провести новые торги и предусмотреть регулируемый тариф. Но пока такого решения нет, перевозчики пользуются правом самостоятельно устанавливать цену.

32 рубля за маршрутку

«29 октября 2020 года в управление транспорта и связи города Пензы поступили уведомления от группы компаний «Дилижанс» и группы компаний «Меркурий», — рассказали «МЛ» в пресс­службе мэрии, — о том, что с 14 ноября 2020 года они намереваются увеличить стоимость проезда в автобусах большого класса до 27 рублей, в автобусах малого класса до 32 рублей». Сейчас стоимость проезда составляет 23 и 27 рублей соответственно.

Изменения планируются на маршрутах №№ 1, 1т, 2а, 4, 5, 5к, 6, 8, 9, 9к, 9м, 10, 10а, 13, 16, 17, 18, 20, 21, 27, 29, 30, 31, 33, 34, 39, 41, 43, 49, 54, 55, 59, 63, 66, 68, 70, 71, 75, 77, 80, 81, 82с, 85, 89, 73, 93.

Администрация города и управление транспорта запросили у транспортных компаний обоснования для повышения стоимости проезда. «Кроме того, изучается возможность перехода на регулируемые тарифы и частичного субсидирования расходов перевозчиков, чтобы сохранить стоимость проезда на прежнем уровне, — пояснили в пресс­службе мэрии. — На 10.00 5 ноября 2020 года обоснований не поступило. При этом законных оснований запретить повышение стоимости проезда у администрации города и управления транспорта и связи нет, в связи с чем ведомством направлено обращение в органы прокуратуры Пензенской области и региональное управление Федеральной антимонопольной службы для проведения проверки и принятия мер в рамках своих полномочий».

В мэрии напомнили, что на муниципальных маршрутах, которые отнесены к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам, перевозчики вправе самостоятельно изменять тарифы на регулярные перевозки, уведомив об этом организатора перевозок не позднее чем за 15 дней до даты введения новых цен на проезд.

Комментарий в тему

«Обращений управления транспорта и связи города Пензы и администрации города Пензы по факту повышения стоимости проезда для проведения проверки и принятия мер в рамках полномочий антимонопольного органа в управление Федеральной антимонопольной службы не поступало», — говорится на официальном сайте Пензенского управления Федеральной антимонопольной службы России.

В настоящий момент Пензенское УФАС направило запрос в городское управление транспорта и связи, чтобы получить информацию о транспортных компаниях, которые направили уведомления о подорожании проезда, а также непосредственно перевозчикам. «В случае выявления нарушения антимонопольного законодательства будут приняты меры антимонопольного реагирования», — говорится в официальном сообщении.

В пресс­-службе Пензенского УФАС акцентировали внимание на том, что согласно постановлению администрации города Пензы от 29 декабря 2018 года № 2520 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок города Пензы на 2019 год» указанные маршруты относятся к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам. Это значит по тарифам, установленным перевозчиком.

Юлия Калинина

SinvolPamyati