Лоза: живое искусство старины глубокой

75‑летний житель Колышлея Александр Селиверстов давно уже прославился на всю Пензенскую область своими поделками из лозы. Вернее, из ивового прута, как сам он поправляет меня, добавляя, что лоза бывает виноградная, но почему‑то к ивовому пруту прилипло именно такое название.

«Меня с детства тянуло что‑то сделать своими руками, рисовал я неплохо и после службы в армии поступил в Пензенское художественное училище, — рассказывает Александр Павлович. — Работал художником­оформителем, был главным художником Ленинского района. А когда страна развалилась, наша наглядная агитация оказалась никому не нужна.

Как раз в это время в училище культуры и искусств создали отделение прикладного творчества. Сначала я преподавал студентам рисование, а затем руководство учебного заведения решило развивать прикладные ремесла, в том числе лозоплетение. Мне предложили возглавить это направление.

Мы пригласили с мастер­классом мастерицу из Засечного, где исстари плели лозу, и после этого оказалось столько желающих записаться в группу лозоплетения, что в итоге ее пришлось увеличивать в два раза!»

Сам Селиверстов начинал с простых корзин, со временем осваивая все более и более сложные работы. В училище он преподавал 25 лет, а выйдя на пенсию, вместе с женой вернулся в родной Колышлей. Здесь, говорит, и лозу легче собирать.

«Можно ранней весной ивовые прутья резать, пока не распустились, — говорит Александр Павлович. — А лучше делать это осенью, когда прут вызревает и уже морозы установятся, чтобы не по грязи ходить.

Но осенний прут в отличие от весеннего нужно отваривать. У меня ванна во дворе, развожу под ней костер и два часа вывариваю прутья. У нас в училище, кстати, тоже была большая ванна, там, правда, воду грели электротенами. А перед плетением прут часа два­три нужно вымачивать, чтобы придать ему гибкость. Потом уже в виде готового изделия он высыхает и сохраняет форму».

В основном колышлейский умелец производит корзины самых разных форм и размеров. К примеру, в виде лебедя. Но иногда берется за более сложные поделки. Шкатулка в виде черепахи уже продана, но на память осталась фотография. А еще хозяин мастерской с гордостью демонстрирует герб с ласточками — символом Пензы. Со своими работами он не раз принимал участие в самых различных выставках, прославляя Колышлейский район.

«Лозы у меня много с осени припасено, и я каждый день что‑то плету, — улыбается Александр Павлович. — А потом загружаю машину и еду торговать на местный рынок. Все уже знают, что Селиверстов — это знак качества, поэтому поделки расходятся на ура!»

Даниил ФРАНК

SinvolPamyati