№28 (7699) от 8 июля 2014 года

Главная
№28 (7699) от 8 июля 2014 года

В «Тарханах» Сергею Безрукову пришлось спасаться бегством

Несмотря на юбилейную дату — 200-летие со дня рождения, торжества, посвященные памяти великого русского поэта Михаила Лермонтова, стартовали вполне традиционно.
4 июля в сквере, носящем имя нашего прославленного земляка, состоялось возложение цветов к бюсту Михаила Юрьевича.
В церемонии помимо руководства области и города приняли участие замминистра культуры РФ Елена Миловзорова, актер, сценарист, режиссер Андрей Соколов, потомок рода Лермонтовых — поэт и полный тезка поэта Михаил Лермонтов.
Вечером в новой филармонии состоялся концерт. Кроме столичного певца Марка Тишмана, выступили наш земляк, прославленный бас Алексей Мочалов, солист Астраханского оперного театра Александр Диянов, чей творческий путь также начинался в Пензе, и человек, без которого Лермонтовский праздник поэзии теперь уже трудно представить, — поэт Андрей Дементьев.
А с раннего субботнего утра в сторону музея­усадьбы «Тарханы» потянулись вереницы легковых автомобилей и автобусов. В итоге на трассе возникла пробка. Даже минивэн губернатора, который ехал вместе с послом Бенина Габрилем Анисет Кочофа, прибыл к церкви, рядом с которой покоится прах поэта, с запозданием.
Ожидание первых лиц добавило волнений директору музея­заповедника Тамаре Мельниковой — она то и дело поглядывала на часы. Компанию ей составили приглашенные звезды — народный артист России Сергей Безруков и Аристарх Ливанов. Пикантность ситуации состояла в том, что последний является братом актера Игоря Ливанова, от которого в свое время жена Ирина ушла вместе с сыном к Сергею Безрукову.
Однако Аристарх Евгеньевич если и испытывал в отношении коллеги какие-то негативные эмоции, ничем этого не проявил. Разве что позже, после выступления Безрукова на сцене Зеленого театра, спародировал поклонника, подсунув Сергею Витальевичу для автографа клочок бумаги. Правда, этот «клочок» на самом деле оказался фотографией самого Ливанова.
В ожидании губернатора Сергей Безруков снимал окружающие виды на свой телефон и общался с журналистами, рассказывал о своем новом проекте — аудиоальбоме «Посвящение Лермонтову. К 200-летию поэта». Естественно, что актеру, уже воплотившему на экранах образы поэтов Пушкина, Есенина и Высоцкого, был задан вопрос: «А не мечтаете ли вы сыграть в кино или на театральной сцене Лермонтова?»
«Упаси Боже! — замахал руками Безруков. — Правда, я не исключаю, что в будущем удастся сыграть кого-то из его героев… Печорин? Вряд ли, а вот Арбенин — очень может быть. Не буду загадывать».
Вспомнил Сергей Безруков и свой приезд в Тарханы в 2006 году.
«Тогда со сцены Зеленого театра я читал «Валерик», — сказал актер. — А после ко мне подошла женщина и поблагодарила за выступление. Рассказала, что ее сын погиб в первую чеченскую кампанию, она плакала, слушая меня, и вспоминала сына. Казалось бы, два века прошло почти, а ничего не меняется…»
Кроме именитых актеров внимание гостей праздника привлекал и колоритный бородатый мужчина в косоворотке, приехавший вместе с супругой. Оказалось, что это победитель Всероссийского конкурса чтецов Лермонтова москвич Александр Струнин (на фото сверху). Александр Владимирович гордится тем, что стал первым безработным советским журналистом.
«В перестройку я работал в журнале «Советский Союз», и в 1991 году, сразу после прихода к власти Ельцина, журнал прикрыли, — вспоминает Струнин. — Но благодаря своим разносторонним талантам я не пропал. Например, стал первым в стране писать стихи на заказ, и среди моих клиентов были Черномырдин, Шумейко, Кудрин… Частенько играю роль Деда Мороза. В этом образе как-то новогодил и в «Газпроме» у Миллера».
После возложения цветов к усыпальнице Лермонтова и посещения церкви Михаила Архистратига гости отправились к Зеленому театру. Впрочем, добраться до ожидавшей машины Сергею Безрукову оказалось совсем не просто. Актер был взят в плотное кольцо поклонниц, требовавших автограф или даже фото на память. Одна из девушек буквально с воплями счастья повисла на руке знаменитости, и лишь с помощью следящих за порядком казаков артисту удалось протиснуться в салон автомобиля.
В овраге, где уже два века располагается Зеленый театр, собрались тысячи гостей праздника. Торжественная часть началась с вручения традиционных Лермонтовских премий. А затем к микрофону подошел посол Бенина. Он не только хорошо говорит по-русски, но и неплохо разбирается в русской поэзии.
«Здравствуйте, дорогие мои земляки! — белозубо улыбаясь, поприветствовал собравшихся Габриэль Кочофа. — Я счастлив и горжусь тем, что нахожусь сегодня среди вас. Я соприкоснулся с творчеством Лермонтова много лет назад, когда учился здесь, в Советском Союзе. Но тогда мне почему-то был ближе Пушкин. Однако теперь я обещаю быть верен творчеству Лермонтова. Обещаю читать его в Африке!»
Романсы на стихи Михаила Лермонтова блистательно исполнил известный певец Олег Погудин, стихи прочитали Сергей Безруков и Андрей Дементьев. А оказавшийся в роли ведущего Аристарх Ливанов заявил, что тоже хочет поучаствовать в творческом процессе, и исполнил романс «Выхожу один я на дорогу».
Кстати, во время выступления Сергея Безрукова произошел любопытный эпизод. Еще до того как актер вышел к микрофону, одной из зрительниц стало плохо. Женщину усадили в тень у самой сцены, сам губернатор подал ей воду, медики измерили давление… И все это время Безруков читал со сцены стихи Лермонтова. Волшебная сила искусства: к концу выступления артиста женщина уже стояла у края сцены, протягивая блокнот для автографа.
Покидая сцену, Сергей Безруков вновь попал в окружение разгоряченных солнцем и выступлением своего кумира поклонниц. Здесь их оказалось в несколько раз больше, чем утром у церкви, и задача прорваться из этого оцепления оказалась на порядок сложнее. Сначала Безруков еще пытался отделаться банальными автографами, но в жуткой толчее расписаться на клочках бумаги, входных билетах и даже паспортах оказалось делом поистине нереальным. Но и вырваться на свободу без потерь не получалось.
Когда на актере уже начала трещать по швам рубашка и в сторону отлетела первая пуговица, полицейские приступили к решительным действиям. Благодаря их героическим усилиям оцепление удалось-таки прорвать. Но, словно обезумевшие, фанаты продолжали преследовать звездную жертву. В итоге Безрукову пришлось спасаться бегством, продемонстрировав отменную спортивную подготовку.
К началу выступления оперной дивы Любови Казарновской половина публики разошлась, но другая половина ни секунды не пожалела, что осталась на сольный концерт певицы. После яркого и эмоционального выступления Казарновская в течение получаса прямо на сцене раздавала автографы. Причем не отказала никому, а с самыми преданными почитателями ее таланта даже и сфотографировалась.
«Жива русская культура, живы те импульсы, которые нам дали великие писатели, художник, артисты! — заявила Любовь Юрьевна корреспонденту «МЛ». — А на таких праздниках понимаешь, что мы великая русская нация. Нация, которая умеет чтить свои таланты.
Мое выступление превратилось в некую манифестацию людей, мне это удивительно отрадно, и я счастлива. Я думала, такое бывает только в Италии или Франции, когда они чествуют своего Верди и Бизе. Оказывается, наши люди тоже умеют наслаждаться искусством. Такое единение духа для меня громадный эмоциональный подъем. Спасибо «Тарханам!»
Не обошлось на юбилейном Лермонтовском празднике поэзии и без криминальных ЧП. Полицейские задержали глухонемого, который расплачивался за шашлыки и прочие товары фальшивыми тысячными купюрами. Мошенник приехал вместе с такой же глухонемой женой из Тамбова на внедорожнике «Тойота», но теперь в родных краях любитель поживиться за чужой счет окажется нескоро…

Газета: 
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор: 
Яков БЕЛКИН. Фото В. Павловского

Главное богатство семьи Гаврюшиных

Андрей Гаврюшин вот уже более 14 лет как на войне. Он ведет бой с пензенской преступностью. А дома его ждут жена и четверо детей: семнадцатилетний Максим, четырнадцатилетняя Валерия, шестилетняя Александра и двухлетняя Маша.
«Я влюбился в Ирину с первого взгляда, — признается Андрей Гаврюшин. — Мы встретились в гостях, и я весь вечер не сводил с нее глаз. Сразу решил — будет моей женой!»
Но завоевать сердце девушки оказалось не так-то просто.
«Честно говоря, сначала Андрей ничем меня не привлек, — улыбается Ирина. — Даже его мужественная профессия, а тогда он был участковым, не произвела на меня особого впечатления. Но его это ничуточки не смутило, Андрей постоянно звонил мне — приглашал на свидание. Наконец я согласилась с ним прогуляться. Весь вечер мы разговаривали. О чем? Да абсолютно обо всем! Меня удивили простота, честность и оптимизм Андрея».
Вскоре полицейский сделал Ирине предложение, и та ответила согласием.
«Первым на свет появился Максим, — продолжает Гаврюшина. — Затем дочь Валерия. А перед тем как я узнала, что беременна третьим ребенком, Андрею приснился вещий сон. Утром он заявил, что у нас будет дочка Саша… Так и назвали — Александрой!
А два года назад у нас родилась Маша».
Несмотря на самоотверженную работу, с ролью заботливого отца Гаврюшин справляется на отлично. Утренники в детском саду, школьные родительские собрания — все это, как считает наш герой, отцовские обязанности.
«30 мая у Сашеньки был выпускной в детском саду, — рассказывает Ирина. — Папа с дочкой разучили для праздника танец, подготовили костюмы, но… Утренник начался, а Андрея все не было. Дочка расстроилась, неужели он не придет? Я стала ее успокаивать, мол, работа у папы такая, он на важном задании.
И тут влетает Андрей! В общем, танцевал он прямо в форме, на боку — кобура с пистолетом… Но обещание-то свое выполнил! Оказалось, в тот день на Ласточкиных горах молодой мужчина разгуливал с гранатой, пока не подорвал себя. Андрей был одним из тех, кто рисковал своей жизнью, чтобы не пострадали другие люди… А дочка на празднике заявила, что хочет стать, как папа, полицейским».
«С женой мне повезло, как дочь военного она все хорошо понимает, ни разу не попрекнула меня работой, — говорит Андрей. — А это для человека моей профессии очень важно.
Я с детства мечтал работать в полиции. Но после пединститута на службу меня не приняли. Не было вакансий. Участковым уполномоченным я стал только в 2000-м. Работа, как я и ожидал, оказалась интересной и полностью меня затянула.
А последние два года я работаю в должности замначальника полиции УМВД по городу Пензе. И за все эти годы моя профессия ни разу меня не разочаровала».
Для Андрея Гаврюшина действительно важно, чтобы порядок был не только в его семье, но и в обществе. На вопрос, какие преступления особенно врезаются в память, он отвечает так: «Все, связанные с детьми. Помню, был у нас один клиент с условным сроком наказания, осужденный за неоднократное избиение жены и двоих детей. Однако он продолжал издеваться над своими близкими день за днем. Мужчина этот нигде не работал, злоупотреблял спиртным, всю семью содержала его жена.
Когда мы в очередной раз приехали на вызов, я обратил внимание на ребятишек, которые тихо плакали в углу. А когда отец стал при нас оскорблять мальчишку, у меня буквально сердце сжалось. И решили мы хорошенько поработать с этим тунеядцем и тираном. Привлекли к уголовной ответственности, дали показания в суде. И смогли изменить ситуацию: сейчас этот гражданин уже вышел из мест лишения свободы, устроился на работу. Жалоб от его жены не поступает».

Газета: 
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор: 
Олеся Боровец

Скорая должна приезжать через 20 минут

На вопросы читателей «МЛ» отвечает первый заместитель министра здравоохранения Пензенской области Дмитрий Зиновьев.

* * *
— Вот уже почти десять лет я на инвалидности. За это время мне ни разу не давали путевку на бесплатное санаторно­курортное лечение. А я знаю, что один раз в год имею право на такую услугу!
— Если в вашей индивидуальной карте указано санаторно­курортное лечение, то вам нужно обратиться в Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, которое занимается путевками на санаторно­курортное лечение для инвалидов и располагается по адресу: г. Пенза, ул. Московская, 19. Телефон горячей линии 59­07­59.
Инвалиды обеспечиваются путевками в порядке очереди. Все зависит от средств, которые выделены на год. Вы должны написать заявление и встать на очередь.
* * *
— Вчера у меня резко подскочило давление, участился пульс, появилась одышка. Подобное уже случалось год назад, когда я перенесла инсульт. В 18.20 я вызвала скорую, но диспетчер мне сказал, мол, выпейте таблетку и боль отпустит. Врачи не приехали.
В час ночи мне стало хуже, и только после второго звонка скорая приехала. Что это за безобразие! А если бы я умерла?!
— Скорая помощь предоставляется по двум формам.Первая — это экстренная помощь при внезапных острых и обострении хронических заболеваний, когда есть угроза для жизни больного. Вторая — неотложная помощь, когда непосредственной угрозы жизни нет и больной может некоторое время подождать прихода врача.
Заболевания и состояния, не требующие срочного медицинского вмешательства и не представляющие угрозу для жизни, не требуют оказания скорой медицинской помощи, бригады скорой помощи на такие вызовы выезжать не должны.
Решение о том, какой вид помощи необходим, принимает диспетчер единой службы. Поэтому важно дать диспетчеру четкую информацию о вашем состоянии. В экстренных случаях бригада скорой выезжает немедленно. Время, за которое она должна доехать до пациента, 20 минут.
Неотложная помощь оказывается либо общепрофильной выездной бригадой скорой помощи, либо диспетчер передает вызов участковому врачу, и тот приходит на дом.
В вашем случае вызов соответствует критериям оказания экстренной медицинской помощи, поэтому бригада скорой помощи должна была к вам прибыть. Я обязательно разберусь в этом вопросе, и виновные будут наказаны.
Комментарий минздрава: служебная проверка показала, что нарушение со стороны фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам действительно имело место быть. Диспетчер нарушила должностную инструкцию, за что понесла заслуженное наказание.
Если в медицинском учреждении нарушили ваши права, обращайтесь к главному врачу организации и сообщите о ненадлежащем оказании вам медицинской помощи либо звоните по телефону министерства здравоохранения Пензенской области в приемную граждан:
55­87­68, с 9.00 до 18.00.
* * *
— Я инвалид III группы. После перенесенного ишемического инсульта практически не хожу, нуждаюсь в постоянном уходе родных. Имею ли я право на получение инвалидности второй группы?
— Решение о присвоении инвалидности принимает медико­социальная экспертиза. Главное бюро медико­социальной экспертизы по Пензенской области находится по адресу: г. Пенза, ул. Гагарина, 24, тел. 49­65­05.
Вам необходимо обратиться к своему лечащему врачу или к врачу общей практики по месту жительства. Он должен оценить ваше состояние. Если у вас есть все показания, то медицинское учреждение должно оформить посыльный лист и документы на комиссию МСЭ.
— Но мне тяжело ходить!
— В таком случае участковый врач должен приехать к вам на дом, провести осмотр, оформить документы, свидетельствующие о необходимости проведения экспертизы на дому. Все специалисты для оформления посыльного листа также должны прийти на дом. Врачебная комиссия дает к посыльному листу справку, и медико­социальная экспертиза проводится заочно.
* * *
— Я обратилась к лечащему врачу за выпиской рецепта на лекарства на стандартном бланке. Этот документ необходим для возвращения мне 13% подоходного налога от средств, затраченных на покупку медикаментов. В налоговой без подобного рецепта заявление на возврат денег не принимают. Но врач в выдаче стандартного рецепта отказала, заявив, что вообще не будет меня лечить. Разве так можно?
— Конечно, врач не вправе отказать вам в выписке рецепта. И если по какой-то причине стандартных бланков для выписки рецептов в медицинском учреждении нет, то врач выписывает лекарства на обычном листе бумаги. Безусловно, на нем должны стоять печать больницы и подпись лечащего врача.
Вам необходимо обратиться с возникшей проблемой к завполиклиникой. Если вопрос не решится на месте, обращайтесь в министерство здравоохранения Пензенской области по телефону 48­74­94.
* * *
— Я прикреплена к поликлинике № 1 горбольницы № 3. Но в этом учреждении нет пульмонолога. Что мне нужно сделать, чтобы попасть к этому специалисту? Перевестись в другое медицинское учреждение?
— В этом нет необходимости. Если даже вы переведетесь, то будете обслуживаться только у врача общей практики и территориально для вас это нерационально. Вы имеете право самостоятельно, без направления участкового терапевта обратиться в любое лечебное учреждение города, где принимает этот специалист.
Например, в городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи им. Г. А. Захарьина, в народе ее называют горбольница № 6. Позвоните по многоканальному телефону 44­42­70 или 95­50­96 и запишитесь на прием. А вот чтобы попасть на прием к узким специалистам в областные больницы, потребуется направление врача.
* * *
— Я живу в Колышлейском районе, хочу попасть на прием к кардиологу в областную больницу. Можно ли прийти на прием без записи?
— Без записи на прием к врачу областной больницы не попасть. Обратитесь к участковому врачу, который запишет вас по телефону, и вы получите талон на конкретный день и время.
* * *
— Как можно попасть к вам на личный прием?
— Запись на прием осуществляется в приемной граждан министерства здравоохранения Пензенской области по адресу: ул. Пушкина, 163, кабинет 109 и по телефону 63­96­19.
В этом месяце по графику прием граждан я буду проводить в четверг, 17 июля, с 10.00 до 11.00.

Газета: 
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор: 
Наталья ЕФИМОВА

Алкоголизм излечим!

На вопросы читателей «МЛ» отвечает главный врач областной наркологической больницы Юрий Уткин.
* * *
— Моя дочь пьет по месяцу… Куда можно обратиться за помощью?
— Для начала вам нужно прийти на первичный прием к наркологу в областную наркологическую больницу — ул. Заводское шоссе, дом 4. Всю необходимую информацию вы можете получить по телефону 94­02­29.
Потребуется письменное согласие пациента на лечение и дальнейшую реабилитацию. Вся экстренная наркологическая помощь и плановое обследование больного проходит на базе больницы по адресу: ул. Калинина, 7. При необходимости пациент будет госпитализирован на стационарное лечение от 28 дней и выше.
После лечения пациент проходит курс реабилитации, длящийся от месяца до одного года, в закрытом лечебном центре поселка Русский Ишим в Городищенском районе. Здесь находится два отделения на 40 и 60 коек.
По опыту могу сказать, что лечить женский алкоголизм очень сложно. Среди всех пациентов, которые находятся у нас на учете, 20% женщин.
* * *
— Сын пьет уже 20 лет. Три раза его кодировали, но все бесполезно. Можно ли его отправить на принудительное лечение?
— Если после второго кодирования больной опять сорвался, то это не ваш метод лечения. Скорее всего вам требуется курс лечения, а затем реабилитация.
А что касается принудительного лечения, то оно возможно только по решению суда.
* * *
— Как узнать, принимает ли мой ребенок наркотики?
— Наблюдайте за его поведением. Не ищите на руках или ногах место укола. Сейчас на потоке выпуск ингаляционных наркотиков — курительных смесей. Некоторые дельцы идут на то, что пропитывают наркотической субстанцией обычный табак и продают его в виде сигарет.
Если вы заметили у ребенка расширенные зрачки, красные глаза, бессвязную речь, раздражительность в поведении, то это уже первые звонки.
Вам потребуется откровенно поговорить о своих подозрениях с ребенком. Ему необходимо будет сдать анализ мочи на содержание наркотических веществ и прийти на консультацию к наркологу.
* * *
— Можно ли кодировать пьющего человека, если у него бронхиальная астма?
— При медикаментозном кодировании некоторые лекарства могут вызвать аллергию и как следствие — очередной приступ. Возможно, вам подойдет психотерапевтический метод кодирования, где использование медикаментов минимально или вовсе исключено. В любом случае требуется консультация нарколога.
* * *
— Слышала, что алкоголизм неизлечим…
— Неправда! При желании пациента от алкогольной зависимости можно избавиться раз и навсегда. Легче всего поддаются лечению пациенты в возрасте от 30 до 45 лет. У многих из них есть семьи, ради которых люди и выкарабкиваются из ямы.
А вот с пьющими подростками до 18 лет и людьми старше 50 лет работать гораздо сложнее. У молодых еще нет полноты восприятия жизни, а у пожилых на фоне алкоголизма начинают развиваться хронические заболевания.

Газета: 
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор: 
Динара Шадыханова

Возрождение Потловского Эдема

«Среди тысяч до сих пор не восстановленных храмов на просторах России есть церкви совершенно уникальные, имеющие необычное посвящение и особенную историю их создания, — говорит московский церковный историк Александр Мраморнов, потомок не одного поколения священников Пензенской епархии. — К таким относится и небольшая церковь­школа во имя святой мученицы Аллы в селе Старая Потловка Колышлейского района».

Заповедник добра
…Как и водилось в старые времена, 16-летнюю девицу Надю Любавскую никто не спрашивал о согласии на брак с человеком, который был старше ее на 45 лет. «Он, дочка, из старинного рода дворян Скрипицыных, чей предок был личным адъютантом самого Александра Васильевича Суворова, — сказали родители. — Человек честный, порядочный, тебя ничем не обидит и станет отцом твоих детей».
Увы, Бог этой паре деток не дал. А вскоре «волею Божию помре» и сам супруг Надежды. Но лишь спустя 10 лет после его кончины вдовая Надежда Скрипицына вышла замуж за известного в Сердобском уезде земского деятеля Александра Рихтера. Отсюда все и началось.
Усадьба Надежды Михайловны находилась в Старой Потловке, где «попечением госпожи Рихтер» в 1889 году была выстроена двухклассная школа с общежитием, садом, пасекой и подсобным хозяйством. Для обучения крестьянских девочек сюда приглашали лучших учителей из Пензы и Саратова. А помимо основных предметов воспитанницы обучались музыке, рукоделию и сельскому хозяйству. Потловский Эдем, заповедник образования — писали об этой школе губернские газеты.
Чуть позже в Потловке Надежда Рихтер открыла и второклассную мужскую школу. Для нее она пожертвовала 224 десятины собственной земли. При этом учебном заведении «была создана потешная дружина», представленная императору Николаю II на военном смотре 1911 года в Санкт­Петербурге.
С 1902-го в селе работало Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, заботившееся «о нуждах церковных и богадельни, где призревались старые люди Потловки и соседних сел». Кроме того, действовал кирпичный завод и выводились элитные породы лошадей. В общем, сельская идиллия.
«Нужно все это видеть собственными глазами, чтобы убедиться, что дело здесь кипит, как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой, теплота веры православной далеко­далеко за пределы своего района. Это не то что село Ясная Поляна, откуда раздается лишь пустой звон о добрых делах…» — отмечали современники.

Чудесная икона
Рядом с барским домом был разбит шикарный парк с уникальным цветником, тенистыми аллеями, изумительной чистоты прудом. В самой середине его находился остров, куда вел резной мостик, а на самом островке красовалась ажурная беседка. Здесь вместе с дочкой Аллой очень любила отдыхать Надежда Михайловна.
Кстати, когда девочке исполнилось шесть лет, мама сама отвела ее в местную школу. Жаль, учиться Алле долго не пришлось…
«По воспоминаниям старожилов, Аля с младенчества удивляла всех необычайно кротким и добрым нравом. Отличалась чувствительностью и состраданием, — показывает портрет девочки Александр Мраморнов. — К пяти годам она сохранила привычку засыпать, сидя у матери на коленях и прижавшись к ее груди. И однажды, зимним вечером, сказала маме перед сном, что Господь заберет ее к себе и ей там будет хорошо».
В конце января 1889 года Алла заболела дифтерией. Несмотря на все старания врачей, через две недели девочка умерла. Горе родителей было бесконечным. Для прощания гробик с телом малышки выставили в усадьбе. Люди шли вереницей, и вдруг кто-то заметил, как на одном из покрытых инеем окон неожиданно проявился образ Божией Матери. К изумлению всех, изображение продержалось около четырех часов, после чего плачущими струйками стекло на оконную раму. Вот это чудесное явление и укрепило силы родителей, потерявших любимое дитя.
Первоначально Аллу похоронили на вышеупомянутом острове, где над могилой девочки выстроили беседку, а в пруду с той поры стали жить черные лебеди. Через некоторое время Надежда Михайловна построила церковь во имя святой мученицы Аллы в память о безвременно почившей дочери. Едва строительство завершилось, останки Али перезахоронили в церковь.
А в память о чудесном явлении Богородицы лучшими саратовскими иконописцами был создан образ Божией Матери «Взыскание погибших». Вскоре он стал местночтимым, поскольку случаев исцеления от всевозможных болезней было не перечесть. Жаль, что письменных источников не сохранилось. Их сожгли вместе с иконами, а «Взыскание погибших» безжалостно растоптали сапогами.

Планов громадье
«В годы коллективизации большевики разместили в храме машинно­тракторную станцию и начали проводить сюда воду, — ведет меня к развалинам храма учитель русского языка местной школы Валентина Гришина. — Старики говорили, что траншею прокопали в саму церковь и будто бы нашли захоронение Аллы. По крайней мере, были найдены детские башмачки, обрывок платья и куски парчового облачения. Видимо, помимо девочки в церкви был погребен и последний из служивших здесь священников.
А еще в МТС хранилась белая мраморная надгробная стела с золотой надписью».
В 1930-м в бывшем храме устроили пекарню, где на месте захоронения Али установили печи. «Хлеб выпекали до конца 1990-х. А осенью 2012-го силами местных жителей церковь очистили от мусора и начали ее восстановление», — говорит отец Андрей (Фадеев), куратор храма от Сердобской епархии.
Между прочим, корреспонденты «МЛ» застали батюшку за работой — он прибивал доски на крыше восстанавливаемого здания храма. Он же провел нас внутрь. От былого великолепия не осталось и следа. Лишь пара сильно обветшавших столпов­колонн напоминает о прежних контурах дома Божия. Однако лиха беда начало.
«Глаза страшатся, а руки делают», — улыбается отец Андрей. После реставрации здание, которое ныне восстанавливает Екатерина Шеффер, потомок Надежды Михайловны Рихтер, будет передано в собственность Русской православной церкви со статусом архиерейского подворья. А еще в Старой Потловке планируется создать Всероссийский музей истории церковно­приходской школы. «Воссоздание же храма святой мученицы Аллы станет лишь точкой отсчета в преобразовании культурной среды Старой Потловки и ее окрестностей», — резюмирует Александр Мраморнов.

P. S. После Октябрьской революции 1917 года случилось необъяснимое: усадьбу разграбили, парк и сад вырубили на дрова, в чистейший пруд вывалили навоз, чтобы передохла рыба, а породистых скаковых лошадей порезали на мясо, поскольку в борозде они ходить не умели.
Вчерашней благодетельнице крестьян Надежде Рихтер заявили, чтобы она убиралась подобру­поздорову. Говорят, будто Надежда Михайловна приняла монашеский постриг и провела свои последние дни в Сердобске. Место ее упокоения на сегодняшний день неизвестно.

Газета: 
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор: 
Владимир Вержбовский

Живое стекло Елены Дубской

О том, что в стекле заключена магия огня и дыхания, не понаслышке знает заслуженный художник России Елена Дубская. Созданная ею ваза с тюльпанами «Альпийские цветы» находится в собрании Государственного музея «Эрмитаж», а скульптуры из стекла «Грехопадение» и «Женское начало» — в Русском музее…
— Стекло — материал прозрачный, хрупкий. Наверное, и его энергетика не сравнится с камнем или металлом?
— У стекла мощнейшая энергетика! Особенно ее ощущаешь, когда достаешь стекло из печи. Это завораживающее зрелище: горячее стекло движется как живое. Не влюбиться в этот материал просто невозможно.
Число поклонников художественного стекла растет в мире год от года. Моя коллега, с недавних пор проживающая в Люксембурге, рассказывала, что когда она впервые оказалась в обществе любителей художественного стекла, то среди его членов увидела даже великую герцогиню Люксембурга Стефанию.
Есть интерес к стеклу и в России. Недавно я делала большой заказ для состоятельных людей в Санкт­Петербурге. У них дома какого только стекла нет: и венецианское, и муранское.
А другая заказчица положила передо мной свою любимую брошку и сказала: «Хочу балдахин для кровати из резного стекла в такой же розово­зеленой цветовой гамме!» Так и пришлось делать балясины из марганцевого, зеленого и бесцветного стекла. В разобранном виде этот балдахин едва поместился в «ГАЗель»!
— Знаю, что это не самое масштабное ваше творение. Вы создали люстру для центра русской культуры «Пушкинский дом» в Лондоне. Как удалось выйти на такой интересный заказ?
— Спасибо моей давней знакомой — дочери дипломата. Центр размещается в историческом здании начала XVIII века в престижном районе Лондона Блумсбери. Поэтому сначала я тщательно изучила фотографии интерьера и выполнила эскиз люстры в старинном стиле. Мнение заказчиков было неожиданным. Им хотелось получить современную авторскую работу на русскую тему.
Задача усложнилась. Как можно вписать современные формы в старинный интерьер?! Постепенно родилась идея люстры «Русский балет «Лебединое озеро», ведь этот вид национального сценического искусства по-прежнему хорошо известен в Европе.
Я сама привезла люстру в Лондон, монтировала ее и получила приглашение на торжественное открытие российского культурного центра. Вечер завершал банкет, в меню значились исконно русские яства, но меня удивило то, как они подавались. Только представьте процеженный и охлажденный борщ в небольших стопках! А блины с красной икрой оказались размером с пятикопеечную монету!
— Художник по стеклу — это всегда творец новых форм. А доводилось ли вам реставрировать работы старых мастеров?
— И не раз! Очень трудоемкой оказалась работа по восстановлению большой вазы из запасников Государственного Русского музея. Этот шедевр император Николай I подарил на Новый год своей семье. Высота вазы более метра! Я восстанавливала несохранившиеся ее фрагменты, выполненные из двухслойного стекла.
Интересно было заниматься реставрацией люстр в Большом дворце в Петергофе, а также в Павловском дворце­музее.
Запомнилась и работа по восстановлению люстр Дома Зингера (известного также как Дом книги) в Санкт­Петербурге. В 2004 году в здании начались реставрационные работы, обязательным условием которых было сохранение исторических интерьеров. Я реставрировала несколько старинных люстр, выполненных, как и само здание, в стиле модерн.
— Какие интересные истории, связанные с вашими авторскими работами, остались в памяти?
— С большими приключениями мне пришлось везти свою работу в Германию на международный симпозиум. Весьма габаритная работа называлась «На острие» и представляла собой гнутые длинные перцы из цветного стекла.
В московском аэропорту выяснилось, что перевес багажа значительный и за него нужно доплачивать неподъемную для меня сумму денег. Что делать? Пришлось обратиться к руководству аэропорта, объяснить, что я художник, представляющий Россию на международной арене. Получилось! Багаж отправили бесплатно.
А работа «На острие» прочно обосновалась в Германии в музее художественного стекла. Экспозиция там постоянно меняется, но пензенские «перцы» всегда остаются на своем месте. Говорят, многие посетители специально приходят на них посмотреть.
— Советуете ли вы использовать стекло в домашнем интерьере?
— Обязательно! Стекло же свет в дом приносит. Всегда приятно проснуться утром и увидеть, как в красивой стеклянной вазе играют солнечные лучи. Стекло передает энергию солнца, радует глаз. Не зря же дети так любят смотреть на меняющиеся узоры в калейдоскопе, которые создаются благодаря системе зеркал и цветных стекол.
— Этим же объясняется, почему в советские времена так популярен был хрусталь?
— Во времена СССР резное стекло символизировало богатство в доме. К этим атрибутам советского достатка я имею самое непосредственное отношение. В квартирах читателей «МЛ» и по сей день стоят вазочки, сахарницы, масленки, подносы и фужеры из хрусталя, дизайн которых я разработала на Никольском стекольном заводе «Красный гигант».
Я и сама люблю хрусталь, часто использую его для сервировки стола и получаю от общения с ним большое удовольствие. Чего и всем желаю.
— В вашей мастерской авторские работы соседствуют со старинными флаконами из-под духов. Чем объяснить такое соседство?
— Я женщина, и потому изящные парфюмерные флаконы тонкой ручной работы всегда меня радуют. И вдохновляют! И вкус воспитывают! Я под эти чудесные антикварные вещицы целую философию могу подвести…
— Многие сегодня считают, что воспитание вкуса и чувства стиля стало для наших современников большой проблемой…
— Если вы хотите, чтобы ваши дети ценили и понимали изящное искусство, начинайте с себя. Не ленитесь! Хотя бы в выходные красиво сервируйте стол, с кружевной скатертью, со всеми необходимыми столовыми приборами. Спросите себя: «А давно ли я был с семьей в музее?»
Искусство должно будоражить чувства, пробуждать эмоции. Помню, как в 1974 году я отстояла многочасовую очередь, чтобы увидеть в столичном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Джоконду» Леонардо да Винчи. Но это того стоило!
А в этом году вместе с дочерью Анной мы больше часа стояли в очереди, чтобы попасть на выставки Рубенса и Ван Дейка. Но только эти мгновения и остаются в памяти на всю жизнь.
Если и существуют вечные ценности, то это как раз они: сидящая за красиво сервированным столом семья, встреча с Рубенсом, лучи солнца, играющие в хрустальной вазе…

Газета: 
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор: 
Лариса Капитолинская