Главная
№ 35 (1103) от 28 августа 2018 года
Владимир Каширский: «Первый фрак мне пошили по совету Мясникова»

Заслуженный деятель искусств России, Почетный гражданин г. Пензы Владимир Каширский не большой любитель давать интервью, предпочитая тратить время на свое детище - Губернаторскую симфоническую капеллу. Но для нашей газеты он все же сделал исключение.
- Владимир Викторович, когда в вас взыграла тяга к музыке? Ведь в детстве наверняка, как и все, дрались до разбитых носов и гоняли мячик до содранных коленок?
- Может быть, я вас разочарую, но я с 5 лет пел в хоре во Дворце культуры им. Дзержинского и ни о футболе, ни о дворовых драках не помышлял. Петь мне нравилось, мне доверяли выступать не только в составе хора, но и сольно. Став постарше, занимался в оперной студии у легендарного педагога Федора Петровича Вазерского. Затем был хор Николая Котляра, а окончив школу, я поступил в училище им. Гнесиных. Впоследствии также закончил Куйбышевский институт культуры и Горьковскую консерваторию. Мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов, таких как Геннадий Беляев, Маргарита Саморукова и Виктор Куржавский.
- Но все же в итоге вернулись в родной город…
- Как говорится, где родился - там и пригодился. В 1984 году с подачи второго секретаря обкома партии Георга Мясникова я возглавил Академический хор, причем всего два месяца спустя мы дали уже первый концерт на Никольском хрустальном заводе. Мясников, честно скажу, меня любил. Он как-то увидел, как я дирижирую в костюме, и говорит: «Каширский, да ты как здорово дирижируешь, нужно тебе фрак пошить». И мне от ДК им. Дзержинского, где я работал, пошили фрак. Вскоре мы получили звание народного коллектива. А кроме того, я свыше 10 лет по совместительству руководил хором пензенской милиции.
- Как пережили лихие 90-е?
- К счастью, нас поддерживал и стоявший во главе города Феодосий Дубинчук, и пришедший ему на смену Александр Калашников. В 1991 году нам выделили здание кинотеатра «Октябрь», где был создан «Центр русской хоровой и вокальной культуры». Центр объединил лучшие творческие коллективы города: Академический хор, симфонический оркестр, хор ветеранов войны и труда, хор мальчиков «Виват». Мы получили возможность исполнять уже сложные симфонические произведения. С 1996 года я художественный руководитель и главный дирижер муниципального учреждения «Центр русской хоровой и вокальной культуры».
Мы стали выезжать за границу. В Германии на конкурсе Роберта Шумана, например, мы пели на немецком языке и заняли 1 место. Мне потом жюри прислало на домашний адрес благодарственное письмо.
- А как вы оказались во главе областной филармонии?
- В 2002 году с подачи губернатора Василия Бочкарева я создал Симфоническую капеллу. А в 2003 году Василий Кузьмич предложил мне возглавить филармонию, куда мы с капеллой и перебрались. 5 лет я был художественным руководителем пензенской областной филармонии. За эти годы мы исполнили все симфонии Чайковского кроме одной, произведения Бетховена, Моцарта, Рахманинова...
А сейчас мы работаем в составе ГАУК «Пензаконцерт», у нас Губернаторская симфоническая капелла, которая включает в себя хор, оркестр и солистов. В репертуаре капеллы произведения Баха, Моцарта, Верди, Форе, Брамса, Бетховена, Грига, Штрауса, Дворжака, Чайковского, Калинникова, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Свиридова и многих других композиторов. Коллектив неоднократно участвовал в конкурсах и фестивалях в Испании, Италии, Германии, гастролировал по многим городам России.
- С какими трудностями сталкиваетесь?
- Ну вот оркестр, к примеру, труднее было создавать, не хватало в Пензе классических музыкантов приличного уровня. У нас до сих пор мало скрипачей, хочется верить, что со временем ситуация исправится в лучшую сторону. Спасибо губернатору Ивану Белозерцеву, он своим приказом поднял молодым музыкантам зарплату на 10 тысяч, а до этого получали по 8-9 тысяч. К нам стали понемногу приезжать выпускники консерваторий. Но в то же время многие и уезжают. Александр Диянов работает в составе оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра, Иркен Мустафин поет в Казанской опере, Катя Савинкова - ведущая солистка в Центре оперного пения Галины Вишневской…
- На что-то другое время остается?
- Стараюсь по возможности уделять время семье, внукам, освоил Интернет, соцсети, интересуюсь литературой и, конечно же, в первую очередь литературой музыкальной.
Мне даже из других стран присылают партитуры. Кстати, не только классику люблю, но и джаз, а в молодости играл в эстрадном оркестре при ДК им. Дзержинского. Был пианистом в военном оркестре, на танцах в Доме учителя играли... Но все это хобби, а классическая музыка, безусловно, это моя жизнь!