Главная
№ 2 (7934) от 8 января 2019 года
Хоумскулинг: прыжок в неизвестность?

Отважиться учить детей на дому способны немногие. Сил это отнимает много, риск огромный, и даже для самых подготовленных родителей это всегда прыжок в неизвестность. Но для кого-то семейное образование становится настоящей путевкой в жизнь.

Мы попросили разъяснить азы хоумскулинга пензенскую многодетную маму Викторию Забалуеву. Старшие из ее пятерых детей уже несколько лет учатся дома.

 

Что это такое?

«Многие путают семейное образование с домашним, — говорит Виктория Вадимовна. — Домашнее обучение возможно лишь по медицинским показаниям, а семейное — для всех желающих. «Домашники» являются учащимися школы, учителя приходят к ним домой. К «семейникам» учителя не ходят, родители сами могут нанять репетиторов.

Дети, которые переходят на семейное образование, могут остаться в списках своей школы или же выписаться оттуда и зачисляться только на период сдачи ГИА и ЕГЭ в качестве экстерна. А могут выбрать какую-то другую школу. Место регистрации в этом случае значения не имеет: ведь вы не будете занимать чужую парту.

Очно нужно сдавать только промежуточную и итоговую аттестацию — ГИА и ЕГЭ. Все остальные испытания проводятся дистанционно.

Родители выбирают семейное образование по трем причинам. Первая — школьные будни не вписываются в семейный уклад. Это или семья путешественников, зимующих, к примеру, в Индии, или религиозные люди.

Вторая причина — стремление снизить нагрузку. Ребенок дома может осваивать предметы в индивидуальном темпе: вставлять пропущенные буквы, лежа на полу, слушать учебник в аудиоформате, решать примеры, пока все не поймет. И только при домашнем формате можно уделять время более интересным и важным вещам: спорту, творчеству, играм.

Третья причина — родители хотят дать ребенку более глубокие знания по ряду предметов, руководствуясь его интересами».

 

Какие документы нужны?

Чтобы обучать ребенка дома, достаточно отнести заявление в управление образования по месту жительства — в любой момент любого учебного года. Имейте в виду: ваше заявление — это не просьба, а уведомление.

Вы информируете соответствующий орган о своем выборе в целях учета и для защиты — чтобы контролирующие органы не решили, что ваш ребенок пропускает школьные занятия без уважительной причины. Семейное образование предусмотрено Федеральным законом «Об образовании» (статья 17).

 

Сколько это стоит?

Львиная доля трат — создание полноценной образовательной среды дома: учебные пособия, книги, дидактический материал. Далее — дистанционное обучение. Можно найти и бесплатные уроки, например, на YouTube, но это будет каша. Лучше приобретать уроки пакетами на проверенных образовательных сайтах — это примерно 2000—3000 в месяц. При оплате сразу за год, как правило, есть хорошие скидки.

Заложите в траты и стоимость репетиторов — по тем предметам, которые вы сами ребенку не объясните. Стоимость услуг начинается от 300—500 рублей в час (по Пензе), можно заниматься и по скайпу с иногородними преподавателями. «Нам очень помогли такие уроки английского, — подчеркивает Виктория. — Дочь погружалась в разговорную среду, и это ее мотивировало самообразовываться. Кроме того, 26000 рублей в год стоит сама аттестация — в той школе, которую мы выбрали».

 

Как строить режим дня?

«Распорядок должен быть обязательно — особенно для учеников начальной школы, — считает опытная мама. — Один родитель должен посвящать время ребенку на постоянной основе — объяснять материал, следить, помогать. Чем старше человек, тем больше ему можно поручать выполнять самому, на время оставлять без своего присутствия.

В целом к 9.00 наши дети уже начинают заниматься — с утра голова лучше работает. Ежедневно в расписании — русский и математика, а также предмет модульного обучения (например, биология), который ребенок углубленно изучает в течение пары месяцев, постигая за это время весь объем знаний, который обычно растянут на учебный год. Затем проходит по нему аттестацию. Дальше можно приступать к другой дисциплине.

После обеда уроки сменяются кружками, музыкальной школой, спортивными секциями. У моих детей есть дневники, где расписаны их действия и задания на день. Старшая дочь сама себе все планирует. Как правило, ограничиваем время: на освоение этого урока отводим, например, не больше часа. Такой подход к делу мобилизует».

 

Следовать ли образовательному стандарту?

Да, имеет смысл это делать — ребенок же аттестуется в образовательном учреждении. «Первый год мой ребенок аттестовывался в той же школе, где до этого проучился три года, — поясняет Виктория. — Большинство учебников были такими же. Но вот программу по математике мы сразу выбрали другую — посоветовались с опытными практикующими педагогами. И остались довольны».

 

Как быть с дисциплиной?

«Чем больше общаешься с ребенком, тем более естественным для него становится послушание, и даже строгий распорядок дня уже не навевает тоску, — говорит Виктория. — Самое главное для родителей — дисциплинировать самих себя!

Мне в первые годы пришлось очень серьезно над этим поработать. Приходилось еженедельно садиться и обстоятельно планировать обучение на всю неделю, расписывать задания, продумывать планы уроков. Старшая дочь у меня уже четвертый год на семейном обучении и теперь способна сама все это делать».

 

А как же социализация?

«Это самый распространенный контрдовод противников системы семейного образования! — качает головой Виктория Забалуева. — На самом деле житейский опыт ребенок получает точно не в школе, а в магазине, в общении со взрослыми или совсем маленькими детьми, в поликлинике, на улице, спрашивая дорогу…

Опыт социализации — это умение ребенка реагировать на разные ситуации в жизни, и все это подразумевает крайне широкий спектр общения. А вот опыт 10-летнего сидения за партой по 6—8 часов мало где пригождается — ну разве что в армии и других местах с повышенной дисциплиной.

Вспомните свои первые ощущения, когда вы после школы пошли в вуз или техникум. Явно была растерянность. Многие первокурсники и сегодня теряются и не понимают, как же теперь эту обрушившуюся на них свободу использовать. Постоянно спрашивают друг у друга, что и когда сдавать. А почему? Потому что их не научили самодисциплине».

 

Что в Пензе?

«Я все больше встречаю родителей, которые переводят детей на семейное образование не от хорошей жизни, — признается Виктория Вадимовна. — Свежий пример: семья забрала двух дочек из престижной школы, потому что у них не оставалось времени на тренировки. А девочки делают успехи в спорте, и это необходимо культивировать. Кроме того, обучение носило лингвистический уклон, но без дополнительных занятий языками полноценного образования не получалось — того, что давали на уроках, было недостаточно.

Теперь ученицы и на тренировки успевают в удобное для них время, и языками занимаются в нужной мере… В целом в Пензе уже не менее двух десятков семей с детьми на семейном обучении».

 

Мнение психолога

Ирина Жарова, психолог: «На хоумскулинг не следует уповать, если мама рассчитывает на возможность перевести дух и расслабиться. Да, при семейном обучении вам не нужно тратить время на родительские собрания, сдавать деньги на бессмысленные нужды. Но эти плюсы никак не связаны с главным вопросом: как сделать так, чтобы ребенок учился самостоятельно? И если у вас нет четкого плана, как решить этот вопрос, то хоумскулинг быстро рискует превратиться из панацеи в проблему.

Представьте, что вам, допустим, программисту, нужно выучить учебник по истории КПСС. За это не заплатят и вас не повысят. Возьметесь учить? Вот и у детей тоже возникает логичное недоумение: зачем мне это?

В школе на этот вопрос быстро находятся ответы: «Потому что впереди контрольная», «Потому что иначе получишь два за четверть». Вот и вся мотивация. Система школьного обучения построена на принуждении.

А дома ситуация иная. Родители хотят вырастить не марионетку, а самостоятельного и уважающего себя человека. С правом голоса и правом выбора, естественно. Но на мягкие увещевания незаинтересованный в учебе ребенок не реагирует.

Семейное обучение нужно выбирать не ради облегчения жизни, а для того чтобы освободить ребенка от ненужной рутины и дать ему возможность максимально раскрыть свой потенциал.

Главная беда школьной программы в том, что она не обучает нужным в реальной работе умениям. Современные требования к сотрудникам давно вышли за рамки умения работать от звонка до звонка.

И, разумеется, не стоит ввязываться в столь ответственный проект, если уровень образования мамы и папы недостаточен. Иначе спустя пару месяцев им придется признать свое педагогическое бессилие».