№49 (162)
6 декабря 2000 г.
 
  Главная страница
  Форум
  Архив
 
 
   

А победит самый сексуальный!

ПРО нейролингвистическое программирование слышал каждый уважающий себя политик. Правда, до последнего времени специалистов по НЛП в Пензе не водилось. Теперь они есть. Осенью группа энтузиастов купила в Москве компьютерную программу "ВААЛ", которая позволяет оценить публичные выступления и печатные материалы с позиции воздействия их на подсознание человека. (Свои имена специалисты просили не называть, опасаясь повышенного интереса к ним со стороны обл- и горизбиркома.)

Немного истории

НЛП родилось в 1973 году усилиями двух американцев - лингвиста Гриндера и программиста Бэндлера. Позднее к ним присоединились антрополог Делозье и психотерапевт Кэмирон. Исследователи взялись ответить на вопрос: как работают лучшие психотерапевты того времени (Эриксоне, Сатир, Перлз, Бейтсон) и почему именно их действия настолько эффективны?

В 1983 году НЛП заинтересовался Пентагон. 4 года его специалисты изучали возможность применения НЛП для подготовки своих спецслужб. По результатам этой работы был написан некий доклад. Если верить публикациям в иностранных газетах, он обошелся Пентагону в полмиллиона долларов. Информация из этого доклада однажды просочилась в газету "Вашингтон пост". В результате широкая общественность увлеклась НЛП как новой диетой или модным писателем.

Сегодня консультанты по НЛП есть во всех крупнейших компаниях мира. В Японии, например, стало привычным делом, когда в богатых супермаркетах из репродуктора льется приятная музыка и мягкий женский голос произносит: "Мы рады, что вы пришли в наш магазин". Согласно теории этот нехитрый прием снижает вероятность ограбления магазина.

Плавки Ельцина

СЕЙЧАС в нашей стране НЛП используют лишь политтехнологи. Да и то далеко не все. А зря. С его помощью можно избежать просчетов в избирательной кампании. К примеру, сочинил кандидат в депутаты демократического толка листовку: "Нет - разгильдяйству чиновников! Долой произвол властей!" и развесил ее на всех перекрестках города. Однако - вот парадокс! - лозунги актуальные, но никого, кроме коммунистов, они не заинтересовали. Почему?

Оказывается, каждый человек воспринимает только тот язык, к которому привык с детства. Пенсионеры понимают язык лозунгов, а демократы - язык цифр и экономических рассуждений. Поэтому, советуют специалисты по НЛП, если вы хотите договориться, например, с заключенными, то "ботайте по фене". А если вы хотите произвести впечатление на профессора, то сыпьте научными терминами.

Самый яркий пример удачного применения НЛП - это избирательная кампания Бориса Ельцина в 1996 году. Вспомните, накануне выборов у Президента был нулевой рейтинг популярности, в его адрес звучали обвинения в бездарном ведении чеченской войны. Казалось, второго срока Ельцину не видать как своих ушей. Ан нет! Пара телевизионных роликов - и он вдруг снова стал любимцем россиян! А все потому, что его ловкие имиджмейкеры придумали и запустили в массы антикоммунистические страшилки, в которых четко проводилась линия: коммунисты - это Сталин и развязанные им репрессии, Ельцин - единственная альтернатива коммунистам. На уровне подсознания электорату предлагалось выбирать между "палачами" и "нормальным человеком".

И еще одно слагаемое фантастического успеха Бориса Николаевича. Его предвыборный штаб убедил россиян в большой сексуальной силе Президента. В Интернете мы обнаружили признание пресс-секретаря Ельцина Олега Медведева: "Применялись специальные методы, рассчитанные на женскую аудиторию. Например, публиковались фотографии Ельцина в плавках (в бассейне) и в шортах (на теннисном корте), активно создавался образ "крепкого мужика". А теория НЛП гласит: избирательную кампанию, как правило, выигрывает сексуальный, а не лишенный "вторичных половых признаков" депутат.

Достоверно зафиксировано, что после того, как Альберт Гор на глазах у публики взасос поцеловал жену, его рейтинг вырос на несколько процентов. А почему, спрашивается, американцы, такие поборники закона, до последнего симпатизировали Клинтону, которому реально грозил импичмент из-за Моники Левински? Да потому, что в глазах электората сексуальная озабоченность выглядит привлекательнее, чем половая немощь.

Передовой опыт - в жизнь!

МЕСТНЫЕ спецы по НЛП проанализировали печатные материалы и выступления главных персонажей нынешней мэрской предвыборной гонки. По их мнению, Александр Серафимович соответствует типажу "лидер с опытом". В своих "агитках" он апеллирует к прошлому. Нынешнему мэру явно не хватает новых идей и проектов. Поэтому в основном его будут поддерживать коммунисты и часть пенсионеров.

Господин Ащеулов пытается дотянуть до типажа "рационалист". Общаясь с электоратом, он рассказывает, как выйти из энергетического кризиса, как развивать городское хозяйство. Но доводы "канализационного гения" звучат неубедительно. Ему явно не хватает демонстрации качеств лидера, крутого мужика с нахмуренными бровями (типа думает про судьбы Родины), живущего по принципу: сказал - сделал. Его популярность была бы выше, если бы вместо рассуждений о коммунальных проблемах Ащеулов один раз публично, со всей дури, трахнул кулаком по столу и прикрикнул на подчиненных: "Я вас всех заставлю работать!" Специалисты НЛП пока не проанализировали выступления третьего кандидата на пост мэра Александра Кондратьева. Когда подобная информация появится, "АиФ в Пензе" обязательно ее обнародует.

А вообще, считают доморощенные энэлпишники, нынешняя мэрская избирательная кампания идет очень вяло. Прежде всего, потому, что кандидаты упустили самый важный аспект убеждения электората, о котором мы уже упоминали, - сексуальность. Чем чаще наши кандидаты в мэры будут прилюдно целовать избирательниц, игриво подмигивать им с экранов и употреблять выражения с двойным значением - типа "мой рейтинг поднимается", "я хочу и могу" или "я озабочен", - тем больше у них шансов на успех. Кстати, вспомните последние губернаторские выборы. Такими приемами активно пользовался Василий Кузьмич. Может, делал он это интуитивно, но факт остается фактом: аура сексуальности помогла Бочкареву победить.

Пока же дальше мелких пакостей дело не идет. Детский сад какой-то! Вместо того чтобы "поднимать свой рейтинг", агитаторы кандидатов (правда, не в мэры, а в депутаты) обзванивают в три часа ночи избирателей и от имени своего соперника по округу желают доброго утра.

Наталья КОЗАК


В ЦДИ простились с Радюк

30 НОЯБРЯ в ЦДИ прошло мероприятие трудноопределяемого жанра - помесь фарса с панихидой. Было в нем что-то и от фильмов ужасов. Но не тех, которые с привидениями и упырями, а социальных ужасов российского бытия, - короче, в ЦДИ прощались со Светланой Радюк. Она сама подала заявление об уходе...

За длинным столом в плохо отапливаемом помещении сидели работники Дома искусств. Лица их были унылы, как погребальные дроги. Радюк бледная, как тюремный узник, сидела во главе стола. Подчиненные не поднимали на нее глаз.

Слово взял министр культуры Евгений Попов. Голос его звучал тихо и ласково. Он попросил аудиторию отрешиться от обид и эмоций и просто вспомнить наиболее яркие события за те два с половиной года, когда Светлана Васильевна руководила ЦДИ.

Министр сказал, что Радюк внесла неоценимый вклад в сохранение и развитие культуры земли пензенской. Она, в частности, организовала фестиваль "Джазовая провинция". Благодаря ее заботам в Пензе прошел второй Международный конкурс скрипачей имени Ямпольского, на который съехались музыкальные дарования со всех уголков земли. Никто не решился задать господину Попову вопрос: "Если Радюк такая замечательная, почему же она не будет здесь больше работать?"

Евгений Семенович вручил Светлане Васильевне Почетную грамоту губернатора. Датирована она была июнем 1999 года. Потом последнее слово было предоставлено "виновнице торжества". Она поблагодарила подчиненных за "науку любви и ненависти" и сказала: "Был такой старый фильм "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Меня тоже загнали. Но не пристрелили. Спасибо!" Улыбнувшись шутке Радюк, господин Попов преподнес ей букет кремовых роз, завернутых в блестящий целлофан.

В финале церемонии прощания со Светланой Васильевной кто-то из женщин не выдержал и попросил Попова: "Назовите имя преемника". Как в кино главный бортовой компьютер ровным голосом вещает: "До взрыва осталась минута", так и Евгений Семенович - абсолютно бесстрастно! - сообщил: "Сегодня ваш директор Светлана Васильевна, а до завтра еще дожить надо". Народ разбрелся по углам судачить и строить догадки.

Через пару дней, однако, имя преемника стало известно. Новым директором ЦДИ назначили Раису Лобанову - артистку филармонии средних лет, исполнительницу народных песен. Примечательно, что госпожа Лобанова до сего времени никогда не выполняла функции администратора. К слову, у той же Радюк было четыре чиновных образования. В том числе высшие режиссерские курсы и академия госслужбы при Президенте РФ.

По нашим сведениям, теперь, после увольнения Светланы Васильевны, областные власти взяли курс на активное сотрудничество с ЦДИ. Скорее всего, долги прошлых лет, которые, как гири, висели "на Радюк", теперь аннулируют. И зарплату, которую задерживали несколько месяцев, артистам отдадут.

Радюк сумела в 2000 году в три раза увеличить доходы ЦДИ. Один из ее главных оппонентов Валерий Яшин, напротив, за концертный сезон "проел" почти 200, а заработал всего 10 тысяч рублей. К сожалению для нас, налогоплательщиков, из чьих денег формируется бюджет ЦДИ, победил все-таки он и те, кто его поддерживал.

... 30 ноября в Пензе выпал первый снег. Он всегда ассоциируется у людей с примирением, обновлением, с чистым листом бумаги. Назначение Лобановой тоже было как снег на голову. В смысле, как первый снег. Дай Бог, чтобы на своем чистом листе новая директриса написала бы все грамотно и красиво.

Софья БЕКОВА

P. S. Как сообщила Светлана Васильевна, она в ближайшее время возглавит отдел кадров одной из организаций города Заречного. На этом далеком от культуры поприще госпожа Радюк намерена восстановить силы и нервы, потраченные в неравной борьбе со своими оппонентами.


Здравствуйте, граф!

"ЗДРАВСТВУЙТЕ, граф!.." В который раз я вывожу первую строчку своего письма. Но дальше нее продвинуться не могу. События полувековой давности ярко встают в моей памяти и волнуют меня так, словно это было вчера... Боже мой! Подумать только: за это время родилось, выросло и постарело целое поколение, многие ушли из жизни, а мы с графом, несмотря на наш жестокий поединок, чудом остались живы, хотя по суровым условиям того времени один из нас непременно должен был погибнуть. Но кто?

... Нам по 20 лет. Мы оба офицеры. Делаем первые шаги в самостоятельной жизни. Хочется жить и любить. А рядом - смерть. Судьба свела нас и поставила лицом к лицу.

Граф Генрих Айнзидель стрелял первым. Когда пули засвистели возле моего виска, мелькнула мысль: это конец! Нет, в те минуты мне не было страшно. Это была не отвага. Я просто был парализован близостью смерти и не мог даже поднять руку, чтобы стрелять. Да и зачем? Оружие моего противника в десятки раз превосходило никчемный при такой дуэли пистолет ТТ. Я был соперником абсолютно безопасным. Но меня спас счастливый случай. Граф почему-то в меня не попал (через много лет я узнал, что он был великолепным стрелком).

Когда наступила моя очередь стрелять, я ринулся на графа и... остановился. Он пристально смотрел на меня немигающим взглядом, весь вид его говорил: стреляй, чего же ты медлишь? Но я не смог убить безоружного человека. Я не был палачом. Я был воином.

Махнув рукой, в которой держал пистолет, я жестом приказал ему идти со мной. Мы пошли к моему танку...

Полчаса назад я и мой экипаж отошли от передовой, чтобы пополнить боеприпасы и заправить соляркой топливные баки. Я вылез, чтобы присмотреть место для капонира. Экипаж находился в башне танка, когда "Мессершмитт", за штурвалом которого сидел граф, сошел в пике и дал по мне длинную очередь из крупнокалиберного пулемета. В первые годы войны немецкие самолеты-штурмовики гонялись даже за одиночными бойцами, застигнутыми на открытой местности вдалеке от земляного укрытия, и боеприпасов не жалели.

Граф промахнулся и пошел на второй заход, чтобы изменить прицел и уж наверняка поразить цель. Но на вираже наши зенитчики подбили самолет. Граф покинул горящую машину и приземлился в ста метрах от нашего места расположения. Вот тут-то и пришла моя очередь стрелять. В ярости, до боли в пальцах стиснув рукоятку пистолета, я ринулся на противника...

Граф сидел на ящике из-под снарядов и безучастно смотрел на все происходящее. Вдали дымился, догорая, его самолет. К нам начали подходить другие экипажи. Люди плотным кольцом окружили пленника.

- Сейчас по рации свяжусь со штабом полка, чтобы вызвали конвой, - сказал я. Стоявший рядом командир третьей машины старлей Журенко замахал руками:

- Какой конвой? Пристрелить его - и все дела!

Я еще не успел осадить Журенко, как произошло нечто неожиданное. Сидевший до этого молча, немецкий летчик неторопливо встал и ровным спокойным голосом сказал по-русски:

- Стреляйте, я солдат.

Эти слова поразили всех, кто стоял вокруг. Но Журенко не унимался:

- Ах ты, сволочь фашистская! За дураков нас считает! На нем офицерские погоны, а как попался, так выдает себя за солдата.

Пленный не сводил глаз с озлобленного лица Журенко и вдруг сказал:

- Офицер - это только красивый солдат.

Много лет спустя я узнал, что эти слова были взяты из популярной тогда немецкой песенки, которая призывала к исполнению священного воинского долга. Перед нами было яркое претворение этого призыва в жизнь. Бесстрашие молодого офицера покорило всех.

Машина пришла скоро. Пленника увезли. А спустя несколько дней начались неприятности. Дело в том, что редактор газеты "За Родину", человек немолодой, много повидавший на своем веку, услышав рассказ о бесстрашном пленном летчике, сказал: "Да это пример, достойный подражания!" Осведомители донесли эти слова "наверх".

Нас начали вызывать поодиночке в СМЕРШ (отдел по борьбе со шпионажем). Надо хорошо знать то суровое время, когда в нашей стране царило абсолютное бесправие. Если даже ты ни в чем не виноват, но скрывал то, что случайно услышал, это истолковывалось как содействие врагу. Несмотря на то, что каждый из нас уже имел высокие награды и гвардейские звания, перед нами замаячила реальная перспектива оказаться в штрафном батальоне. Не буду рассказывать всех перипетий, но нам удалось выкрутиться из этой неприятной ситуации.

Вскоре наш гвардейский танковый полк перевели на Курско-Орловское направление. Однажды я встретил редактора газеты "За Родину", и он задал мне вопрос:

- Ты знаешь, кто был тот пленный юноша?

- Нет. Просто немец.

- Вот в том-то и дело, что не просто. Это правнук Бисмарка. О нем доложили Сталину, и он взял его под свою защиту.

... Прошло 50 лет. Будучи участником международного конгресса в Москве, я узнал от представителей германской делегации удивительные факты, напоминающие мистические сюжеты о двойниках. Оказывается, мы с графом Хайнрихом Айнзиделем со дня нашей первой встречи и по сей день шли по жизни параллельно.

Война. Мы оба лейтенанты. Он летчик, я танкист. Окончилась война. Он работает в газете в Восточной Германии, я работаю в газете Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Он переходит в документальное кино. Я переезжаю в Пензу и тоже занимаюсь документальной киносъемкой. Он делает фильмы о русских людях, я снимаю фильмы о российских немцах, находившихся в ссылке в Северном Казахстане. Граф Айнзидель написал мемуары, которые были очень популярны в Германии. Выйдя на пенсию, я тоже написал книгу "Лечит мысль".

Правда, есть одно досадное "но". "Побежденный" внук Бисмарка, член Бундестага во времена правления Коля, граф полностью реализовал свои замыслы. Гражданин победившей России, я живу в обшарпанной "хрущевке", но главное - мои документальные фильмы не вышли на большой экран, а так и остались лежать в семейном архиве. Страшная судьба российских немцев оказалась никому не интересной.

... Прошло 50 лет. И вот передо мной лежит чистый лист бумаги. Вихрями проносятся воспоминания. Какие слова лягут на этот лист? Пока я вывел только первую строчку: "Здравствуйте, граф!"

Иван СИНЬЧУК, ветеран второй мировой войны, кинодокументалист

P. S. В 2000 году небольшим тиражом вышла книга Ивана Синьчука "Атлантида Кулундинской степи". В этой книге рассказывается о российских немцах. К примеру, о девочке, родителей которой в 1937 году репрессировали, а ее саму, 3-летнюю крошку, просто забыли в опечатанной квартире. Ребенок провел в одиночестве четыре дня, пока ее непрекращающийся жалобный плач не насторожил соседей... Сегодня эта женщина работает в администрации Железнодорожного района.

В этой же книге напечатан и рассказ "Здравствуйте, граф!" К сожалению, весь тираж был продан в Германии. Пензенский читатель с этой талантливой книгой не ознакомился.

А письмо правнуку Бисмарка Иван Антонович все-таки написал. Но граф отказался от встречи. Он ответил, что в его возрасте такие сильные эмоции чересчур болезненны, а у него слабое сердце: "Господин Синьчук, я, к сожалению, уже не тот бравый летчик, которого вы знали когда-то".


Судьба оркестра под вопросом

В СУББОТУ в ЦДИ состоялось первое выступление муниципального симфонического оркестра, которым дирижировал Владислав Казаков. Музыканты исполнили классику - произведения Моцарта, Вивальди, Баха.

Субботняя премьера тянула на главное культурное событие 2000 года. И все-таки аншлага не получилось. Это объяснимо. В Пензе, как ни крути, негде оттачивать музыкальный вкус. Классика и народ страшно далеки друг от друга.

Политический бомонд проигнорировал премьеру. Быть может, он просто испугался перспективы задремать с непривычки под нежную музыку Моцарта. Все-таки наши руководители - люди простые, "консерваториев" не кончали. Из всей когорты чиновников на концерт пришли лишь вице-губернатор господин Овчинников и министр культуры господин Попов. И тот и другой за весь вечер ни разу не улыбнулись, и было непонятно - нравится им музыка или нет.

По мнению профессионалов, Владислав Казаков за короткий отрезок времени добился завидных результатов: его оркестр играет качественно, профессионально, чисто. Два с половиной месяца Владислав Олегович, директор Сызранского муниципального симфонического оркестра, приезжал в Пензу по выходным и дни напролет репетировал с нашими музыкантами. Билеты на поезд он оплачивал из собственного кармана. На такое самопожертвование дирижера вдохновили областные власти, которые пообещали ему помочь с квартирой.

Музыкальная общественность города считает, что с Казаковым Пензе несказанно повезло. Он молод и вместе с тем по-хорошему честолюбив. Трудоголик, лидер, ибо безраздельно владеет вниманием оркестрантов и разжигает в них желание покорять новые творческие вершины.

В финале субботнего концерта публика искупала музыкантов в овациях.

Премьера состоялась. Однако будущее оркестра весьма туманно. Едва ли господин Казаков захочет и впредь разрываться между Пензой и Сызранью, причем за свой счет. Вопрос о квартире для Владислава Олеговича и его семьи я попросила прокомментировать министра культуры Попова. Евгений Семенович попытался отделаться общими фразами. Я повторила вопрос три или четыре раза. В конце концов удалось вырвать из уст министра более или менее определенный ответ: "Мы пойдем к Овчинникову..."

"Если в оркестр вложить деньги, - считает Владислав Казаков, - то, во-первых, культура Пензы получит мощный импульс. Оркестр - это другой, высший уровень музыкального развития региона. А во-вторых, с его помощью можно заработать, например, за счет зарубежных гастролей. Однако на первоначальном этапе нужны финансовые вливания в оркестр".

Кстати, о финансах. Музыканты 13 - 14 разряда, которые по 15 лет учились искусству играть на инструменте, сегодня получают 700 рублей.

Мария ЯМЩИКОВА


Руководители УВД задержали грабителя

Я слышала, что недавно некие высшие чины из УВД лично изловили разбойника. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее.

Ирина Кривцова, Пенза.

В ЧЕТВЕРГ, 30 ноября, около 17 часов 30 минут в дежурную часть УВД поступил тревожный звонок. Несколькими минутами раньше в магазине, расположенном в районе совхоза-техникума, было совершено разбойное нападение. Неизвестный злоумышленник с чулком на голове ворвался в эту торговую точку и под угрозой оружия отобрал у продавца ... 100 рублей. Затем мужчина скрылся в неизвестном направлении.

Немедленно были приняты все меры к его задержанию. Район, где произошло преступление, перекрыли, а приметы нападавшего были сообщены всем нарядам и патрулям, несущим службу в городе. Злоумышленника поймали в районе гостиницы "Ласточка". Им оказался молодой человек, 1981 года рождения, при нем был обнаружен пневматический пистолет, которым он угрожал продавцу. Непосредственное участие в задержании горе-разбойника приняли два заместителя начальника УВД Пензенской области - Виктор Булушев и Василий Смирнов. Это говорит о том, что наши высшие милицейские чины не только руководят из кабинетов, но и, так сказать, лично оберегают покой граждан.

По факту разбоя ведется следствие. Оперативники подозревают молодого человека в совершении трех подобных преступлений. Возможно также, что у него был сообщник.


Автомобилистов среди пенсионеров стало больше

30 ноября отмечался День пожилого человека. Что конкретно сделано властями для улучшения условий жизни стариков в Пензе?

Вера Петровна, пенсионерка со стажем.

ЧТОБЫ ответить на ваш вопрос, уважаемая Вера Петровна, мы воспользовались данными социального паспорта Пензенской области. Этот документ был создан Министерством труда и социальной защиты населения в этом году. В нем собраны самые точные статистические данные о работе социальных органов нашей области.

Оказывается, в 2000 году в Пензенской губернии насчитывается 265 тысяч пенсионеров, которые получают пособие по старости ниже прожиточного минимума. Средний размер пенсии на начало года составлял 495 рублей. Сумма небольшая, поэтому 14 процентов всех пенсионеров в области продолжают работать.

Но правительство не сидит сложа руки, а старается поддержать пожилых пензяков.

По данным соцпаспорта, в 2000 году 1178 участников Великой Отечественной войны получили автомобили, в 1999 году таких счастливчиков было всего 29 человек.

2 845 пенсионеров и участников ВОВ бесплатно отдохнули в санаториях, в прошлом году такая возможность была только у 518 человек.

 

 
 
Счетчики
ООО "Издательство "Наш Дом"
440008, Россия, г.Пенза, ул.Коммунистическая 28,
тел./факс (841-2) 57-33-33, e-mail: nd@pnz.ru
Web-сайт: nashdom.penza.com.ru/publish
Дизайн: Владимир Клянчин © 2000