№45 (210)
7 ноября 2001 г.
 
  Главная страница
  Форум
  Архив
 
 
   

А победит самый сексуальный!

В НОВОМ году туго придется владельцам палаток и ларьков, торгующих пищевыми продуктами. С 1 января 2002 года вступают в действие санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли.
Новые правила распространяются не только на действующие предприятия торговли, но и на строящиеся и реконструируемые объекты. Касаются они также оптовых рынков, продуктовых баз, складов продовольственного сырья.
Как утверждают специалисты городского центра санэпидемнадзора, именно этим организациям торговли придется многое изменить в своей работе, подстраиваясь под новые правила.
В большей степени к переменам готовы современные пензенские универсамы. Там соблюдается принцип зонного размещения товаров, работает необходимое холодильное оборудование.
Требование новых санитарных правил - наличие в магазинах площадью свыше 1000 квадратных метров отдельного туалета для покупателей.
Хуже обстоят дела на городских рынках.
Врач отдела гигиены питания горсанэпидемнадзора Надежда Зайцева считает, что принцип деления территории рынка на зоны соблюдается не везде.
Правила предусматривают, что рынок должен быть поделен на четыре функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная и стоянка для транспорта.
По словам врача, на рынке "Ладога", что в дальнем Арбекове, до сих пор все вперемешку. Не соблюдается этот принцип и на рынке у магазина "Океан".
Пока санитарные службы лишь указывают на недостатки в работе торговли, но после 1 января последуют строгие штрафные санкции.
Что же касается владельцев торговых палаток, летних кафе и киосков, то согласно пункту 2.10 "Не допускается размещение стационарных организаций мелкорозничной торговли напитками в разлив в неканализованных местах без наличия водопровода".
А пункт 2.11 гласит: "Нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами".
На практике это означает, что все летние кафе и киоски, торгующие пивом, должны приобрести кабинки, где посетители и продавцы могли бы справлять свои естественные нужды. Такой сервис уже существует в столице, где возле каждой станции метро есть мини-магазины, а чуть поодаль имеются ярко-синие кабинки с надписью "Туалет. Стоимость 5 рублей". Москвичи поговаривают, что владельцы отхожих заведений сделали бешеные деньги на своих услугах. Владельцев ларьков и киосков также обяжут соблюдать правила отопления и освещения своих заведений. В холодное время года на рабочем месте продавца температура воздуха должна быть не ниже 18 градусов. А в летний период - не выше 26 градусов. В палатках и ларьках при наличии только одного рабочего места допускается продажа пищевых продуктов лишь в промышленной упаковке. Так что от продажи воблы и пива в разлив ларечникам придется отказаться.
Не секрет, что одной из доходных статей "комков" является сбор стеклотары. По новым правилам, собирать бутылки и продавать пиво в одном ларьке категорически запрещено.
Пункт 5.7 новых правил предписывает осуществлять прием и хранение стеклотары в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях с отдельным входом.
Специалисты санитарно-эпидемиологической службы предполагают, что с введением этих правил многие владельцы ларьков будут вынуждены сворачивать свой бизнес.
А вот владельцы магазинов уже начали активно перестраивать свои заведения под новые стандарты.

Наталья НАЗЕМНОВА

 

Где готовят сильных учеников?

Не знаю, куда отдать ребенка учиться. Подскажите, в каких школах готовят сильных учеников?

Ирина Сергеевна, Пенза.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ опроса, проведенного в этом году среди родителей учащихся, наиболее популярными оказались гимназии №№ 1, 6, 13, 55 и лицей № 29. За последние четыре года лауреатами конкурса "Школа года" неоднократно становились гимназии № 13 и № 44, школы №№ 27, 42, 53, 63 и 73.
О качестве образования судите сами. В этом году наибольшее число медалистов (65 человек) городу подарила школа № 55. На втором месте оказалась гимназия № 6 - 15 золотых и 10 серебряных медалей. Из гимназии № 1 вышло 14 медалистов.
Пензенские школы хорошо готовят детей к предметным олимпиадам. В 2000 - 2001 учебном году на областном конкурсе по русскому языку и литературе два вторых места получили ученики гимназии № 6. Лучшими в биологии и экологии оказались старшеклассники гимназии № 13 и школы № 24. На последней Всероссийской олимпиаде школа № 28 защищала честь города в соревнованиях по химии, школа № 24 - по экологии, школа № 4 - по информатике. Пензенские дети получили дипломы первой и третьей степени, что является высокими наградами на подобных конкурсах.

 

Погиб советник мэра

31 ОКТЯБРЯ в Воронежской области произошла автокатастрофа, в которой погиб советник мэра Пензы Вячеслав Ларин.
Вячеслав Иванович закончил "политех", получил диплом инженера-электрика. Работал в одном из НИИ, а затем в ПО "Заря". Его интересовали молодежные проблемы. Он был руководителем городского молодежного клуба, заведующим сектором социологии городского молодежного центра, председателем совета Фонда творчества "Новый посад".
Второе высшее образование и диплом социолога В. И. Ларин получил в МГУ. Принимал участие в советско-американских семинарах, прошел программу обучения муниципальных работников во Франции.
В 1994 - 1996 годах Ларин работал помощником депутата Совета Федерации Александра Калашникова. Затем - заместителем директора по научной работе МУП "Центр системных исследований", председателем комитета по связям с общественностью правительства Пензенской области. В сентябре 2000 года Вячеслав Иванович стал советником мэра.
Известность в политических кругах Пензы Ларин приобрел, занявшись предвыборными технологиями. В 1998 году он работал в избирательном штабе будущего губернатора Бочкарева. На выборах в Госдуму 1999 года занимался предвыборными технологиями для местного отделения движения "Яблоко". На последних выборах мэра Ларин помогал Калашникову. После избрания ныне действующего мэра его стали считать удачливым пиарщиком.
За две недели до гибели Вячеслава Ларина в милицейских сводках прошло сообщение о нападении на него двух неизвестных.
31 октября Вячеслав Ларин отправился в Воронеж. На такое дальнее путешествие осенью решится не каждый опытный шофер, а водительский стаж Ларина составлял не более 3 месяцев.
На обратном пути на трассе Воронеж - Тамбов произошло столкновение автомобиля советника мэра Ларина с "БМВ". Кроме того, в аварии пострадала еще одна машина. В результате столкновения Вячеслав Ларин скончался на месте происшествия, другие участники аварии получили травмы. Обстоятельства гибели Вячеслава Ларина исследуют сотрудники Воронежского УВД.
Похороны Вячеслава Ивановича прошли 4 ноября. За гробом шли люди самых разных политических взглядов и даже те, кто не имеет к политике никакого отношения. Проститься с Лариным пришли его студенты, знакомые, работники областного правительства и мэрии.
За день до похорон известного политолога вышла книга "Некоммерческие организации и межсекторное взаимодействие на муниципальном уровне", написанная Лариным в соавторстве.
18 ноября Вячеслав Ларин отметил бы свое 50-летие.

Наталья КОЗАК

 

В гордуме появилась вакансия

1 НОЯБРЯ депутат городской думы Валерий Беспалов назначен директором пензенского муниципального фонда "Жилье".
К своим 35 годам Валерий Николаевич зарекомендовал себя как талантливый экономист и администратор. Беспалов работал в КБ "Тарханы", занимался вопросами экономики и развития в ОАО "Связьинформ", был чиновником в аппарате главы города. Валерий Беспалов так прокомментировал свое новое назначение:
"Я не собираюсь оставлять депутатскую деятельность. Другое дело, что теперь придется уступить кресло штатного депутата.
На мое место в Думе уже есть претенденты. Реальными кандидатами могут стать Владимир Симагин и Валерий Бычков. Думаю, не откажется от штатного депутатства и Валентина Шнякина.
Мое назначение позволит мне заняться конкретными делами. Вместе с коллегами по муниципальному фонду "Жилье" мы намерены внедрять программу расселения пензяков из ветхого жилья. Пока эта программа существует лишь на бумаге. Как всегда, остаются проблемы с финансированием. Добиться реализации этой программы - одна из первостепенных задач для меня".

Николай НОСОВ

 

Англичанин оценил экономику Пензы

НА ПРОШЛОЙ неделе Пензу посетил корреспондент "Би-Би-Си" Джеймс Скофилд. Английский журналист задался целью рассказать своим соотечественникам про то, как идут экономические реформы в провинциальной России. Наш город выбрали не случайно. В Пензенской области нет алмазных и нефтегазовых месторождений, на которых держится экономика богатых регионов. С другой стороны, наша губерния уверенно выбивается на первые места в российских статсборниках по производственным и социальным показателям.
26-летний британец, заинтересовавшись этими фактами, решил лично ознакомиться с пензенскими реалиями. Джеймс посетил несколько крупных промышленных предприятий, осмотрел экспозицию "Пензаэкспо".
На пресс-конференции британский журналист поделился своими впечатлениями. По мнению иностранца, русские начинают вставать на ноги после краха СССР и экономического кризиса 1998 года.
Конечно, технологический уровень оборудования и условия труда оставляют желать лучшего. Впрочем, как считает Джеймс Скофилд, у Пензы неплохие перспективы. Материалы Джеймса Скофилда об экономическом развитии Якутии и Красноярского края публиковались в Интернет-версии канала "Би-Би-Си", в журналах "Sun-day", "Euromoney", "Moscow Times".
Репортажи о пензенской экономике прозвучат в радиоэфире "Би-Би-Си". Пензяки, знающие английский, смогут прочитать об этом в Интернете по адресу: www.bbc.uk.

Елизавета ЧИКИНА

 

Когда в Пензе появился первый автомобиль?

В ЭТОМ году исполняется 95 лет с тех пор, как в Пензе появился первый автомобиль. Удивительно, но факт: юбилей остался незамеченным даже для ГИБДД. О начале истории российского и пензенского автотранспорта редакция попросила рассказать председателя Пензенского отделения Союза краеведов России.
В 1896 ГОДУ в Англии произошла первая в мире автокатастрофа. Этот же год считается и годом рождения российского автомобилизма.
Сказать, что автомобиль тогда любили - не сказать ничего. Его трепетно обожали! Многие представители знатнейших и богатейших фамилий страны освоили все тонкости автодела, став искуснейшими механиками и водителями, что очень пригодилось некоторым из них в годы эмиграции. Садившихся в парижские такси пассажиров, бывших подданных Российской империи, охватывало замешательство, когда за рулем оказывался кто-то из великих князей.
Сначала в России появились легковые автомобили, принадлежавшие аристократии и крупной буржуазии. Затем - таксомоторы (такси) и омнибусы (тип автобуса).
Вслед за ними - грузовые и специальные машины. В начале 1910-х годов уже имелся значительный казенный автопарк: машины придворные, армейские, пожарные, полицейские, санитарные, почтовые и т. д. Примерно по той же схеме шло проникновение автотранспортных средств в провинцию, только с некоторым запозданием.
История автотранспорта в краеведческих справочниках - один из самых интересных массовому читателю вопросов, особенно обстоятельства появления первого в крае автомобиля. В пробном выпуске "Пензенской энциклопедии" (1997 г.) в статье В. Тюкалова и Е. Тюкленковой "Автомобильный транс-порт" читаем: "Первый автомобиль в Пензенской губернии приобрел купец-лесопромышленник Андронов в начале XX в.". Неминуемо возникает вопрос: в каком все же году у нас появился первый автомобиль? Согласитесь, "начало XX в." - датировка для выдающегося события местной истории несерьезная.
В Пензе ли это произошло или где-то еще в губернии?
Пробный выпуск руководствовался историческим очерком А. Власова, В. Спиридонова и В. Тюкалова "Пензенский автотранспорт" (1996 г.), где первым владельцем автомобиля в Пензе (а не в губернии, как представлено в пробном выпуске) назван тот же Андронов (без указания инициалов). Появление машины отнесено к 10-м годам ХХ века (а не к "началу XX в."). Закрадывается сомнение в достоверности информации. И не зря.
В справочнике "Факты, события, свершения" (1988 г.) говорится, что первый в Пензе автомобиль появился в сентябре 1906 г. Книга эта должна быть настольной у К. Вишневского и редакторов возглавляемой им "Пензенской энциклопедии". Если они ее читали, то налицо и причина неверной по существу датировки, и стиль работы редакции: увидев разные даты, энциклопедисты, не желая утруждать себя установлением истины, решили ограничиться весьма расплывчатым "началом XX в.".
Благодаря "Пензенским губернским ведомостям" от 13 сентября 1906 г. известен даже день появления первого в Пензе автомобиля. Примечательно, что газета видела в этом событии прежде всего факт культурной жизни:
"Культурное веяние. Наш город, кажется, не хочет отставать от культурных центров. Третьего дня (т. е. позавчера,11-го по старому и 24 сентября по новому стилю. - Прим. авт.) на Московской улице обыватели увидали в своем городе первый автомобиль. Появление его вызвало немало удивления. Прохожие останавливались и с любопытством на него смотрели. Тут же слышались всевозможные остроты, без которых русский человек не может обойтись. Приятно отметить появление в городе усовершенствованного орудия передвижения. Думается, что город наш не совсем еще медвежий угол!"
По выходу пробного выпуска "Пензенская энциклопедия" была ознакомлена с изложенными здесь замечаниями.
Несмотря на это, в ее окончательном варианте (вышла в сентябре 2001 года) временем появления первых в Пензе автомобилей названы 1910-е годы. А как же тогда то, что еще в конце 1900-х годов автомобили стали проникать даже в уезды Пензенской губернии? У меня хранится письмо ученика Пензенской духовной семинарии Н. Лентовского, где сообщается, что 4 (17) июля 1908 г. в Нижнем Ломове он видел "как катался фабрикант Камендровский на своем автомобиле".
Перед первой мировой войной автомобиль в столицах и крупных городах перестает быть редким явлением, собирающим толпы зевак и наводящим панику на лошадей, как это было еще недавно.
"Пензенские губернские ведомости" писали 13 июня 1913 г.: "На улице у нас появилось уже несколько автомобилей, отдающихся на прокат. По вечерам вы их можете видеть почти постоянно около гостиниц в полном бездействии и с выставленными аншлагами: свободен.
Некоторые из автомобилей в виде пятиместных карет очень красивы. Однако плата за езду кажется высокой, и охотников бросать деньги на модную забаву почти не находится. Автомобили, таким образом, выезжая из места стоянок, доставляют удовольствие пока лишь одним извозчикам, которые посмеиваются над их неудачей".
С началом войны 1914 года пензенские автомобили постигла общая участь: частный легковой автотранспорт реквизируется на нужды армии и почти исчезает с улиц городов.
Символом переломной эпохи российской истории стал неуклюжий, на теперешний взгляд, грузовик февральских и октябрьских дней 1917 года: развевающееся на борту красное знамя, революционная солдатня, теснящаяся в кузове, примостившаяся на подножках и даже на крыльях злополучной машины.

Сергей ШИШЛОВ

 

"Реченька" удивила французов

В КОНЦЕ октября после гастролей во Франции в родной город вернулся фольклорный ансамбль "Реченька". На родине "Марсельезы" наш коллектив побывал по приглашению русских общин.
Сначала пензяки совершили вояж по северу страны. Первый концерт состоялся в городе Аррас. Именно там в свое время пленили Жанну
д 'Арк. На выступление "Реченьки" пришла разношерстная публика: преподаватели русского языка, чиновники мэрии, эмигранты из России и простые французы, интересующиеся нашей культурой. Пензенский коллектив показал музыкальный спектакль "Татьяна". В этой постановке представлена фольклорная трактовка "Евгения Онегина". Пензяки пели в подлинных костюмах крестьян Земетчинского района.
Чтобы окончательно удивить французов, наши земляки устроили праздник "Русский борщ". По словам руководителя ансамбля Аллы Тарховой, во Франции очень странная еда. Тамошние хозяйки не готовят первое. И потому наваристый борщ в исполнении "Реченьки" показался французам настоящей экзотикой. За границей полагают, что русская кухня немыслима без крепких спиртных напитков. И в этом вопросе фольклорный ансамбль оправдал ожидания иностранных гурманов. Гостей гастрономического праздника угостили пензенской водкой. На закуску пошла сельдь под шубой. Сдержанные в эмоциях жители севера Франции так прониклись нашими обычаями, что под конец вечера пустились в пляс. Кстати, по словам очевидцев, французская водка просто ужасна.
На следующий день в Аррасе можно было встретить людей с томиками Пушкина в руках. Так что наш хлебосольный коллектив выполнил просветительскую миссию.
На юге Франции в городе Авиньон "Реченька" окунулась в иную атмосферу. Южане пресыщены всевозможными развлечениями, и их трудно чем-либо удивить. Тем не менее пензякам удалось растрогать авиньонцев. Наш коллектив особенно полюбился местным детишкам.
По мнению Аллы Тарховой, у французов есть чему поучиться в плане сохранения самобытной культуры. Так, в Авиньоне во многих домах хранятся народные костюмы, и горожане норовят нарядиться в них при каждом удобном случае. В городе довольно часто устраивают фольклорные праздники. Еще одна национальная особенность - у французов царит культ отдыха. Пензяки были весьма удивлены, обнаружив, что по субботам
и воскресеньям во Франции не работают даже
магазины.
К сожалению, "Реченьке" не удалось устроить концерт в Париже. В столице Франции в связи с терактами в США были отменены все культурные мероприятия.

Леонид ТЕМНОВ

 

"АиФ в Пензе" займутся краеведением

НА МИНУВШЕЙ неделе в Институте региональной политики (ИРП) прошла официальная презентация книги "Живые памятники эпохи". Это совместный проект ИРП и нашей редакции. В брошюре собрано 12 интервью с выдающимися земляками, оставившими заметный след в истории родного города и области. Все статьи ранее публиковались на страницах "АиФ в Пензе" и вызвали отклики читателей.
На презентации помимо журналистов присутствовали три героя наших публикаций: Александр Щербаков (председатель пензенского горисполкома с 1965 по 1984 год), Виталий Киркиянов (начальник производственно-распорядительного управления Минмонтажспецстроя с 1977 по 1998 год) и Михаил Кудинов (двадцать лет возглавлял объединение "Пензавто-транс").
Было решено, что проект "Живые памятники эпохи" возобновится в 2002 году. Редакция "АиФ в Пензе" совместно с ИРП намерена подготовить еще целую серию интервью с интересными людьми, которым есть что рассказать о былых временах.

Алексей КРАЙНИЙ

 

 
 
Счетчики
ООО "Издательство "Наш Дом"
440008, Россия, г.Пенза, ул.Коммунистическая 28,
тел./факс (841-2) 49-11-11, e-mail: nd@pnz.ru
Web-сайт: nashdom.penza.com.ru/publish
Дизайн: Владимир Клянчин © 2000