Краевед и путешественник Михаил Кириков коллекционирует наличники с приговоренных к сносу домов и тем самым по крупицам спасает резную пензенскую историю.
«Один из наличников я забрал с ровесника Октябрьской революции — яркоголубого дома № 20 по ул. Гоголя, — вспоминает Михаил. — Жильцов расселили, крышу сняли, а из черных глазниц пустых окон катились капли дождя — дом плакал!..»
Сейчас в коллекции Михаила Кирикова — наличники, оклады слуховых окошек, розетки, снятые с трех десятков домов по всей Пензе. Что-то приходилось выуживать из развалин, а что-то покупать у предприимчивых владельцев.
Сейчас наличники «расквартированы» по гаражам и мастерским, а семь самых красивых выставлены в бюро молодых архитекторов «Вещь!» (ул. Володарского, 2). Совершенно бесплатно эту выставку можно посмотреть по будням.
Сегодня в списке памятников архитектуры в Пензе — порядка ста адресов. Но Михаил Кириков уверен, что их больше: не менее 370 зданий, представляющих историческую ценность. Многих из них уже нет. «К началу двухтысячных годов Пенза утратила уже 80% исторической застройки, — качает головой наш земляк. — А теперь ситуация и вовсе критическая, даже в райцентрах. Скоро спасать будет уже нечего!»
По инициативе Михаила в Сети давно действует страница «Сурское кружево» — энтузиасты отслеживают судьбу домов, на восстановление которых планируется выделить целевые средства. «По закону любой человек может написать заявление в областной комитет по охране памятников истории и культуры, чтобы его дом включили в перечень, — говорит активист. — Придется доказать архитектурную, историческую, градостроительную ценность. Но если их подтвердит госэкспертиза, то здание уже нельзя будет снести. А там, глядишь, и деньги найдутся на реставрацию. В Пензе к приватизации готовятся два памятника областного значения — новые хозяева будут поддерживать их исторический облик».
В качестве положительного примера Михаил Кириков называет жителей дома № 15 по ул. Революционной — они бережно сохраняют и подкрашивают ажурную резьбу на своем доме: любодорого взглянуть! Но бывает и так, что дом признали охраняемым объектом, обременив жильцов охранными обязательствами. Но помощь в реставрации государство предоставило не сразу, и жильцы махнули на дом рукой. Типичный пример — Гладкова, 24.
В соседних регионах проблему решают по-разному. В Нижнем Новгороде губернатор лично участвовал в ремонте одного из старинных домов. А в Самаре уже несколько лет проходит «Том Сойер фест» — народная акция по реконструкции бесценных зданий.
«Этим летом мы проведем такое событие и в Пензе! — интригует Михаил Кириков. — Уже нашли жительницу улицы Красной, которая согласна, чтобы ее 120-летний дом стал «первой ласточкой». Будем искать бизнесменов, которые готовы будут провести строительные работы, приподнять фундамент, созовем волонтеров — покрасить стены. Для города получится яркий праздник!
Стоимость такой «реанимации» начинается от 50 тысяч рублей, но все зависит от серьезности повреждений. Меж тем в городе на Волге таким образом сохранены уже целые улицы».
Неугомонный Михаил Кириков осваивает новую мастерскую на базе инклюзивного центра «Капля солнца» — он будет реставрировать наличники. Кстати, оказывается, у них есть свой язык: вырезанные сердечки на ставнях рассказывали прохожим, что в доме живет старая дева, а лица нимф защищали от пожаров и грабежей.
…Недавно энтузиасту позвонили с незнакомого номера — женщина сообщила, что когда-то Михаилу Кирикову отдали наличник с ее бывшего дома. «Вы наше оконце до сих пор храните? — удивилась дама. — Можно тогда я буду иногда звонить, узнавать, как у него дела?»
P. S. Найти группу общественных хранителей истории Пензы «Сурское кружево» в Интернете можно здесь: vk.com / club166409530.
Ксения ВДОВИКИНА
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.