12-летний мальчик один ухаживает за больной мамой

Татьяне Елистратовой исполнилось 42, когда она приняла решение сохранить беременность. И решение это было непростым: все-таки возраст, да и жизнь в деревне Калинино Пензенского района радужными перспективами не радовала. Повседневная жизнь — работа на ферме и старый покосившийся дом, который требовал постоянного ремонта.
Но внутренний голос оказался сильнее… Правда, тогда Татьяна и подумать не могла, что буквально через 12 лет сын станет для нее единственной надеждой и опорой…

Я все могу!

— Проходите, чай будете? — высокий, с большими серыми глазами мальчишка открывает нам покосившуюся деревянную дверь. — Вы уж извините, мне только одну тарелку домыть осталось.
12-летний Саша готовился к раннему визиту гостей. Заварил чай, щедро насыпал карамели в вазочку. На половицах в сенях и комнате — ни единой крошки. Даже кошка и белый щенок, словно знающие толк в субординации, сидят по разные стороны кресла.
— Дом и сейчас топим дровами, — деловито рассказывает Александр. — На улице хоть и весна, но стены еще не прогрелись — ночью прохладно. А с печкой очень удобно. Ставлю на нее большую кастрюлю с водой, и она целый день горячая. И посуду помыть, и пол, и самому искупаться. Газ тратить не надо!
…54-летняя Татьяна Валентиновна не может передвигаться по дому — дни напролет она сидит в кресле. Только с помощью сына и костылей женщина иногда выходит на кухню. Заботы о доме и о больной маме целиком лежат на плечах подростка. Саша и дрова колет, и в магазине нужные покупки делает, и за огородом приглядывает.
— Когда сосед едет в Пензу, он берет меня с собой в торговый центр, — рассказывает гостеприимный хозяин. — Там закупаю продукты на весь месяц. Выгодно получается! Так-то у нас своя картошка, но до конца весны ее не хватает. Последний раз ездили — я пять килограммов взял, да еще по два моркови и лука. Кур — сразу пять упаковок, по 98 рублей. Свинина дороже вышла. Прежде уголки по 220 брал, но в этот раз уголков не оказалось. Пришлось по 260 кусочки купить.
Александр давно научился готовить, и не только яичницу и макароны. С мамиными подсказками у него знатные щи получаются. Без них в деревне не проживешь — в щах вся сила!
Саша не только ведет все домашнее хозяйство — ежедневно он ездит на автобусе в соседнюю Воскресеновку в школу. Где тут найти время с другими мальчишками поиграть, побездельничать! У подростка каждая минута учтена — пока мы беседовали с Татьяной Валентиновной, он уже прыгнул на свой велосипед и укатил к колодцу за водой…

Испытания судьбы

«Каждый день задаю себе вопрос: почему мне столько испытаний выпало!» — вздыхает Елистратова. А ведь начиналось все так удачно. Татьяна окончила медицинский институт, работала педиатром в Пензе, вышла замуж, родила двоих сыновей. Все изменилось, когда супруга не стало. 41-летний мужчина умер от сердечного приступа.
Лишь много лет спустя, когда сыновья подросли и стали жить отдельно, женщина нашла себе нового спутника жизни. За ним и уехала из Пензы в село Калинино, устроилась управляющей на ферме. Александр был на восемь лет младше, работал скотником. Он-то и стал отцом третьего сына Татьяны Валентиновны. Родился мальчик настоящим богатырем — ростом и весом как двухмесячный малыш: 61 сантиметр, 5200 граммов. Назвали наследника в честь отца.
«Ни на минуту не пожалела, что родила в позднем возрасте, — рассказывает Елистратова. — В 42 материнские чувства особенные, да и связь с ребенком более трепетная. Саше я отдавала всю себя без остатка. Кому говорю, не верят, что до трех с половиной лет кормила его грудью…»
Когда Александр Александрович пошел в первый класс, судьба приготовила семье очередное испытание. Главе семьи поставили страшный диагноз, шансов вылечить болезнь у мужчины уже не было. 4 года назад Александра­старшего не стало, а Татьяна из-за переживаний стала все чаще болеть. «Гипертония, сахарный диабет… А потом просто отказали ноги…» — качает головой Татьяна Валентиновна.

Ради Саши и его мамы

«Мир не без добрых людей, — уверена Татьяна Елистратова. — Иначе не знаю, как бы мы с Сашей выжили». До пенсии женщине еще больше двух лет, но работать она уже не может. Пенсии по потере кормильца у Саши тоже нет, потому что в свидетельстве о рождении значится только его мама.
Социальная пенсия по инвалидности у Татьяны Валентиновны — 7500, серьезная часть из которой уходит на лекарства. Но и ее в марте женщина не смогла переоформить. Кошка поцарапала ногу, и из-за быстро распространившихся по ноге язв не удалось попасть на медицинскую комиссию…
Александру и его маме помогают в Пензенском отделении Российского детского фонда — дают продукты, одежду. К дню рождения и Новому году Саше обязательно присылают подарки. В прошлом году подростка даже возили в Москву — он посмотрел спектакль в Большом театре.
Волонтеры собрали деньги на небольшой ремонт и в минувшие выходные покрасили серый домишко снаружи, а внутри поклеили обои. Но сделать еще нужно ох как много! Давно пора менять старые окна, а для создания уюта нужны палас, шторы, люстра…
В фонде надеются, что все эти задачи помогут решить добрые люди. А главное, что Татьяна Валентиновна и ее чудесный Саша знают — в этом мире они не одни.

Юлия Измайлова. Фото А. Кузнецовой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.