Один день в приюте для кошек и собак

Каждое утро несколько хрупких девушек приходят сюда и видят, как радуются им 250 невинных душ и… хвостов: вон как виляют! Если, конечно, не отрублены, не прищемлены, не перебиты…
Центр по работе с бездомными животными «Питомец» действует в Пензе несколько лет. Корреспондент «МЛ» отправился в дом № 1а на улице Курской, чтобы на один день перевоплотиться в волонтера — спасителя братьев наших меньших. И понять, как все это меняет мир не только для отдельно взятой собаки или кошки, но и для человека.

Сандалии не вариант!

В тот день на смену в богадельне для животных заступили Ольга Горячева (она работает здесь почти 3 года), Ольга Маркес и я — подмастерье. Всего в центре четыре сотрудницы — трудятся по графику «два через два» (зарплата — в среднем 15 тысяч рублей). Помимо них есть, как полагается, бухгалтер, директор и PR-менеджер: внимание к «Питомцу» привлекают в основном в соцсетях и на городских событиях.
Обе Оли сразу переоделись в свою рабочую одежду. А я в ней уже пришла — надела то, что не жалко. Девушки удивленно посмотрели на меня: «А обратно ты как поедешь — в этих же сандалиях? Поверь, это не лучший вариант…»
И чего им далась моя обувь, мысленно пожала я плечами. Справлюсь!
Мы натянули перчатки и вышли в холл к полчищу наших сегодняшних подопечных. Собаки прыгали на меня, оставляя грязные отпечатки на джинсах и майке. А своими сандалиями я тут же наступила… в экскременты на полу. И теперь тоже крепко задумалась о том, как же я поеду домой…
Видя мое уныние, одна из Оль сжалилась и выдала мне запасные калоши с носками.

Зов сердца

Входим в кабинет с вывеской «Стационар» — там содержится около 100 кошек и 7 собак. «Псины жили здесь еще щенками, поэтому привыкли к такому обилию котов и считают их за своих», — объяснили мне наставницы. На каждой клетке висит табличка с характеристикой животного, его рационом питания и списком лекарств. У кого‑то, например, почечная недостаточность, при которой требуется другой корм.
Каждое утро Ольга Маркес повторяет миллион одних и тех же действий: достать из клетки поддон, лоток и миски, высыпать вчерашний корм и туалетный наполнитель в мусорное ведро, пойти в маленькую ванную комнату, помыть все емкости под душем, заполнить миски водой и едой, а лоток — новым наполнителем и поставить все по местам. И так — более ста раз!
Всего в центре восемь комнат, где живут постояльцы (прихожая, холл, стационар, операционная, изолятор, карантинная комната, собачник и ординаторская). На то, чтобы везде все помыть и поменять, уходит практически весь день. «Устаю, конечно, но я же волонтер! — улыбается Оля. — У меня и в квартире передержка животных — недавно там находились сразу 11 кошек! При этом у моего молодого человека аллергия на шерсть — он дома с ингалятором ходит.
Часто люди подбрасывают котят и щенят к дверям «Питомца», и часть из них я забираю к себе на передержку и ищу возможности передать их в добрые руки».
Я как завороженная смотрю на отточенные до автоматизма действия Ольги. Сама же по неопытности все делаю медленно и иногда в миску для корма случайно сыпется наполнитель для туалета.
Кстати, по образованию Ольга Маркес — парикмахер-косметолог. А еще она моделью подрабатывает! Невероятное сочетание мира глянца и заботы о животных со всей ее дурно пахнущей и кровавой изнанкой поражает. «Да, к запахам я привыкала долго — месяца два. Однажды, когда убиралась в собачнике, меня даже стошнило: псы в лоток не ходят. Но все равно я знаю, что никогда их не оставлю: это зов сердца», — рассказывает волонтер.
Когда все клетки убраны, еще не время расслабляться: во всех комнатах нужно помыть полы.

Сахарные щенки

Убравшись в одной комнате, девушки идут немного отдохнуть: перерыв проходит в ординаторской. Здесь есть микроволновка, холодильник и электрический чайник. Еду приносят из дома в контейнерах. Кроме того, здесь стоит маленький диванчик, стол, сушилка для одежды (правда, приходится стирать вручную), обеззараживающая лампа и… еще несколько клеток с котятами и щенками, под писк которых проходит обед.
Из ординаторской на улицу — еще один выход, там во дворе на цепи сидят несколько собак.
«А как же вы успеваете со всеми собаками гулять?» — спрашиваю я. «Мы с ними практически не гуляем — у нас их около ста! — говорит Ольга. — На это физически не хватает времени. Иногда приезжают неравнодушные люди, чтобы просто побегать с животными на поводке во дворе.
Есть у нас одна псина, которая очень боится выходить на улицу: когда у меня остается время, я иногда ее выгуливаю — бережно и аккуратно, как паникующего ребенка».
Тут мы слышим заливистый лай — значит, кто‑то пришел. В ординаторскую заходит женщина и говорит: «Приведите мне, пожалуйста, скромняшку Соню».
Оказывается, эта помощница приходит гулять как раз со «сложными» собаками, которые не социализированы и боятся покидать приют. «Я вожу их к знакомому дрессировщику, — объясняет Евгения. Она работает дизайнером в другом конце города и в обеденный перерыв дважды в неделю приезжает в «Питомец».
И вот привели Соню: видно, боится, хвост поджала, лапками ступает неуверенно, потом начинает ими упираться и пятиться назад. Но Евгения знает свое дело: буквально через пять минут Соня уже трусит рядом с ней — и глаза ее светятся собачьей гордостью: «Вот я какая молодец, правда?»
Стать волонтером, который выгуливает собак, может любой. Но те, кому нет 16 лет, должны приходить с кем‑то из взрослых.
Среди других местных собак-бояк — Лапа. Ее вместе с Соней и другими крохотными щенками подкинули в «Питомец» год назад — в наглухо завязанном мешке из‑под сахара. Так их и кличут до сих пор: сахарные щенки.
Волонтеры вовремя услышали собачий SOS за дверью: еще немного — и задохнулись бы.
«С Лапой я тоже занимаюсь уже полгода, — говорит Женя. — И вижу маленькие сдвиги в лучшую сторону. Просто собаке нужен хороший дом и добрый, терпеливый хозяин. Чем чаще гулять с такими животными, тем быстрее они социализируются».

Бутылочка вместо мамы

После прогулки мы еще раз перевели дух в ординаторской. Там есть котята, которых нужно кормить кусочками вареной курочки — деликатес подогревают и оценивают температуру, касаясь пальцами: как для младенцев. А еще под бочок котикам укладывают бутылочку с теплой водой, замотанную в мягкую ткань. «Котятам нужен источник тепла, мамы‑то у них нет, — поясняет Оля Маркес. — Смотри, как они бутылку лапками обнимают».
Теперь мы идем убираться в одну из карантинных комнат. Там содержатся собаки, переболевшие энтеритом, и здоровые коты. Среди постояльцев санитарной зоны есть очень старый кот, ему около 20 лет — его нашли на трассе. «Старичку» полагался особый мягкий корм — зубы‑то уже не те.
Пока мы чистили клетки под истошные кошачьи вопли и оглушительный лай собак и мыли полы с добавлением дезинфицирующего средства, в «Питомец» приехали ветврачи — они бывают здесь каждый вторник и на льготных условиях стерилизуют кошек в специально отведенной операционной.
К концу рабочего дня в центр приехала Дарья Жалнина, исполнительный директор «Питомца». Девушка была в белоснежном платье — но оно никак не вязалось со столь специфическим местом. «Я была на важной встрече и оттуда сразу попала сюда», — объяснила свой праздничный вид Даша.
Она привезла план будущего нового здания для центра: «Питомец» ждет расширение с 8 до 28 комнат. Там будут изолятор для животных с вирусами, послеоперационные передержки, операционная, большой стационар, вольеры для собак с внутренним и внешним содержанием, прогулочная зона. А еще волонтеры очень хотят сделать комнату реабилитации с бассейном, где животные после травмы смогут получать необходимую помощь.
Правда, пока еще нет участка, где можно было бы построить этот «дворец». Но волонтеры надеются, что пензенские предприниматели думают не только о деньгах, но и о душе, поэтому кто‑то поможет им с землей — подойдет любой пустырь.
«Нельзя изменить весь мир, но его определенно можно изменить для отдельно взятой собаки, — говорит Дарья Жалнина. — За пять лет через наш центр прошло более 5000 животных: больных, искалеченных, преданных человеком. Конечно, мы будем счастливы остаться без работы. Но для этого все без исключения люди должны жить по завету Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили!»

Анастасия Кузнецова, фото автора

Координаты для неравнодушных
Центр по работе с бездомными животными располагается по адресу:
г. Пенза, ул. Курская, 1а.
Телефоны: 25‑57‑81, 25‑57‑86
Группа в социальной сети «Вконтакте»: vk.com / animalspnz_fund58

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.