Евгения Фролова с удовольствием лазит по карьерам и берегам, вооружившись перчатками, ситом и совочком. Ободранные руки-ноги, короста из песка и глины — все это мелочи по сравнению с долгожданной находкой! В такие моменты палеонтолог-любитель светится от счастья: опять удалось обнаружить кусочки мира, которому 60 миллионов лет и даже больше.
К палеонтологии Женя впервые прикоснулась в раннем детстве: «В районе Бригадирского моста в песке я находила «чертовы пальцы» — белемниты. Позже узнала, что это никакие не камушки, а останки предков современных кальмаров. 60 миллионов лет назад здесь жили эти торпедообразные хищники, плававшие хвостом вперед».
Сейчас к услугам «домашних» палеонтологов удобные сайты: загрузил находку — и тебе сразу выдается полная справка о ней. Так, в Рамзае Евгения нашла зубы древних рыб, в Богословке — рыбьи позвонки, фораминиферы (тип раковинных одноклеточных организмов) и даже кусочек позвоночника плезиозавра — 20‑метрового обитателя вод! А микрорайон Север подарил иглы морского ежа.
Есть в коллекции исследовательницы моллюски аммониты, части стеблей морских лилий Юрского периода, зубы древних акул и вымершей водной рептилии мозазавра. Ориентироваться во всем этом Фроловой помогают справочники и диссертации ученых, в том числе на английском языке. «Большинство находок на территории Пензенской области относится к меловому периоду, — поясняет девушка. — Под его конец, 60 с лишним миллионов лет назад, здесь был сплошной теплый залив: плодились доисторические акулы, мозазавры, плезиозавры, ихтиозавры, летали двухметровые стрекозы, «колосились» хвощи до 100 метров в высоту!» А папоротники были деревьями — отпечатки их листьев Женя нашла в районе реки Чембар.
Конечно, в жизни практикующего палеонтолога случаются всякие интересные истории. Например, в Саратовской области энтузиастка целый час с замиранием сердца раскапывала позвоночник динозавра. Но выяснилось, что это всего лишь цепочка камней.
Бывали и уморительные ситуации — как, например, в Мокшанском районе. Там пастух со стадом овец перебирался через речку по камням. Одна овечка отстала и никак не могла сообразить, что делать. Палеонтологу пришлось показывать ей, куда ставить ноги — дрессировка удалась! Правда, овца долго не хотела возвращаться в стадо — так ей понравилось общение.
О чем Евгения Фролова мечтает? Ближайшая задача — побывать в Москве на слете палеонтологов-любителей. В перспективных планах — откопать самые древние организмы на земле — вендобионтов, которым свыше 500 миллионов лет!
А когда мы прощались, увлеченная девушка подарила мне зуб акулы мегалодона. И сказала: «Когда‑нибудь и представители других цивилизаций будут так же раздавать друг другу наши останки».
Анастасия Кузнецова, фото из личного архива Е. Фроловой
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.