Год театра для пензенского Театра юного зрителя стал очень насыщенным и плодотворным. К тому же в минувшем году ТЮЗ отметил свое 30-летие. О театре мы поговорили с одной из ведущих актрис Театра юного зрителя, преподавателем актерского мастерства и сценической речи Марией Путютиной.
— Когда ты поняла, что хочешь стать актрисой?
— На самом деле уже с 3 класса, когда училась в МБОУ СОШ № 59 г. Пензы, я точно для себя решила, что хочу стать актрисой. Это была моя мечта, к которой я уверенно шла! Для этого я ходила по разным кружкам, где пела, занималась в театральной студии, вела общественную деятельность, даже легкой атлетикой успела позаниматься.
А именно любовь к театру началась с момента, когда я начала ходить в театральную студию «Настроение» у преподавателя Татьяны Григорьевны Вирясовой. Она поднимала волнующие нас темы, мы загорались и в общем творчестве делали очень интересные спектакли, такие как «Маугли», «Спать хочется», «Изумруд»… На спектаклях мы росли и творчески, и морально. Также мы изучали театральные дисциплины, выезжали на фестивали, становились победителями различных конкурсов, посещали мастер-классы. Тогда я поняла, что все это мне очень нравится, и я обрела мечту стать актрисой.
— Выбор профессии родители одобрили?
— Честно говоря, первыми меня отговаривали от поступления моя руководительница Татьяна Григорьевна и моя мама Антонина Владимировна. Приводились различные доводы: как это сложно, зачем тебе это нужно, давай нормальную профессию получим, всю жизнь вот так будешь…
Но я очень упертая, я по гороскопу Скорпион и Лошадь, такая гремучая смесь, и переубедить меня было невозможно. Тем более что папа и сестра к выбору профессии отнеслись нормально. Потом все смирились, а сейчас уже мною гордятся и радуются моим победам и успехам.
— Где получала актерское образование?
— В Пензе не было актерского отделения, пришлось окончить Пензенский колледж культуры и искусств по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», квалификация «Руководитель театрального коллектива». Мастер — Тамара Викторовна Седова. А следом, в 2010 году, еду в Саратов и поступаю в СГК им. Л.В. Собинова в Театральный институт на отделение «Артист драматического театра и кино». Курс вели Григорий Аредаков и Эльвира Данилина.
Все четыре курса обучения в институте выполняла обязанности старосты курса, успевала везде и была у руководства на самом лучшем счету, была представлена на Доске почета «Лучшие студенты СГК». Студенткой 3 курса стала участницей спектакля саратовского академического театра драмы «Чудеса в зимнем лесу», записывала сольные вокальные фонограммы для этого же спектакля и еще одного — «Майская ночь». После окончания учебы два года работала актрисой в саратовском Театре русской комедии.
— Но в итоге все же вернулась в Пензу?
— Да, за что я благодарна художественному руководителю ТЮЗа Владимиру Карпову и директору Александру Минаеву, взявшим меня под свое крыло. Сразу же оказалась, что называется, при деле. Сыграла в спектакле-концерте «Синема-синема», Кавалершу в постановке «Семь волшебных желаний», Катюшу в одноименном музыкальном спектакле, плохую фею Таисию в сказочном триллере «Тетя Вера кидается огурцами», индейскую девушку Ке-ли-лын в «Юконском вороне», Варвару в «Грозе» Островского, Снегурочку в «Новогодней интермедии», Сару Тэнзи в «Герое» по Джону Сингу, Мери в «Маленьких трагедиях», царевну Несмеяну в одноименном спектакле.
— Есть любимые роли?
— Каждая роль уникальна по-своему. Перевоплощаться в любой образ очень интересно: мы изучаем психологию, характер, логику поведения персонажа и пытаемся стать этим человеком. Каждая роль из тебя что-то вытаскивает, учит, меняет. Это потрясающе.
Сейчас в моде такая тенденция, что на роли назначаются по типажам, по амплуа. И актеры, и актрисы играют по 100 принцесс или 100 героев-любовников. Но актеру всегда хочется играть что-то разное. Лично я мечтаю сыграть всю классику, хотя и понимаю, что на то, чтобы переиграть во всех пьесах, не хватит и жизни. В классических произведениях много души и жизни. Например, мне было бы интересно поработать над Медеей, Жанной д’Арк, Элизой Дулиттл из «Пигмалиона», над «Тремя сестрами»… Надеюсь, у меня будет такая возможность.
— Что для тебя театр?
— Это сцена, с которой можно говорить о проблемах, поднимать вопросы, задавать их зрителям, заставлять их задуматься, высмеивать какие-то вещи с помощью перевоплощения в роли. Наверное, театр — это исповедь определенного рода. Ведь на сцене актеры должны быть искренними, открывать и выворачивать свою душу наизнанку. Театр лечит, вдохновляет. В моей душе есть много чего, в моей голове много мыслей, позиций, о которых мне хочется говорить со сцены. Но я ими делюсь и со своими учениками в Пензенском колледже искусств, где работаю по совместительству преподавателем предметно-цикловой комиссии «Театральное творчество», веду сценическую речь на театральном отделении, актерское мастерство и сценическую речь на эстрадном отделении. Также преподаю в лаборатории актерского мастерства «Первая скрипка», театре танца «Леди энд джентльмены» и танцующем театре «Слайд». Как признание моей работы — десятки грамот за творческую и педагогическую деятельность. Приятно, когда твою работу ценят.
Яков БЕЛКИН. Фото из архива Центра театрального развития
под руководством Николая Шаповалова.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.