Соткать полотно на ткацком станке, создать керамический кувшин, примерить на себя старинные доспехи и даже сразиться на импровизированном ристалище — все это было доступно любому желающему в рамках Всероссийского зимнего фестиваля древнерусской истории и культуры “Сечень”, который принимала детская школа искусств им. Ю. Е. Яничкина.
“Наш девиз — полная аутентичность, — говорит координатор фестиваля Александр Пальгов. — Если музыка — то гусельная, если оружие — то по старинным эскизам и ручной работы, если напитки — то квас от лучших пивоваров области. Сам я на фестивале представляю музыкальные инструменты, сделанные своими руками по древним образцам.
Вот, например, гусли: точно на таких же играли и 10 веков назад. Они бывают разной формы: вот эти — крыловидные, эти — лировидные. Струны были и из жил, но уже применялась и проволока. Моток железной проволоки с примесью золота был найден при раскопках в Великом Новгороде.
Однажды в Москве на вокзале полицейские устроили досмотр моего багажа и очень удивились найденным гуслям. Даже сыграть на них попробовали”.
Мастера на фестивале в основном представляли молодежное историкокультурное объединение “Святогор”. Пензячка Мария Володина пришла в него еще студенткой и на всю оставшуюся жизнь увлеклась изготовлением керамической посуды — другой в ее доме уже не признают.
Мастеркласс по лепной керамике собрал немало детей и взрослых. Лепная керамика — это не гончарное искусство, в этом случае посуда делается с помощью глиняных “колбасок”, или “жгутиков”. Такой техникой пользовались наши далекие предки. Слепить мало, придется еще две недели изделие сушить, затем обжигать в печи, после чего покрывать глазурью или макать в молоко, что придаст посуде темнокоричневый оттенок.
А Екатерина Конкина в клубе с 2008 года. Она увлекалась ткацким ремеслом, и теперь на мастерице одежда собственного изготовления. В составе этнографических экспедиций энтузиастка ездила по деревням сурского края, откуда привезла немало раритетных вещей, включая прялки и ткацкие станки.
“На то, чтобы сделать полотно, нужно было потратить два года! — рассказывает Екатерина. — Первый год уходил на изготовление нитки, ее делали из конопли, крапивы и льна либо из шерсти. А потом нитку заправляли в станок и долгими зимними вечерами ткали полотно. Это очень долгий и трудоемкий процесс, однако ткань получалась прекрасного качества. Еще делали так называемый бельевой шов, который никогда не расходился”.
Пензячка Анастасия Червонящая продемонстрировала гостям фестиваля набойку по ткани. Брался монет (штамп), на одной из сторон которого вырезался рисунок, наносилась масляная краска и переносилась на ткань.
Можно было попробовать себя и в игре в бирюльки. Оказывается, это не просто знакомый всем речевой оборот, такая игра на Руси была очень распространена. Суть ее в том, чтобы пальцами или специальным крючком доставать из кучки по одной крохотной фигурке, не потревожив остальные.
Немало любопытных собралось и вокруг коллекции мечей и топориков, представленной мастером из зареченского объединения “Радомир” Александром Антоновичем. Своим ремеслом он увлекается уже 21 год.
“Получилось все достаточно случайно, — улыбается мастер. — Я окончил пединститут, пошел работать в систему дополнительного образования. Поскольку все направления были заняты, выбрал историческое оружие. Так и появился клуб “Радомир”, в котором объединились мастера ковки, литья и кожевенного дела. Так что мы делаем не только клинки, но и ножны”.
Как уверяет Александр, в Заречном делают лучшие в России мечи, для которых используют легированную сталь. Мечи куют нескольких видов: распространенные в раннем Средневековье каролингские, гнездовские мечи по типу найденного при раскопках на Смоленщине и даже римские короткие мечигладиусы. Все это, кстати, можно было и приобрести. За гнездовский меч, например, просили 17 тысяч.
А самое зрелищное действо проходило на ристалище, вернее сцене ДШИ, где в поединках сошлись мастера исторического фехтования. Одетые в кольчугу и с деревянными щитами в руках бойцы неистово лупили друг друга мечами, пусть даже и незаточенными, но оставлявшими при удачном попадании на теле ссадины и кровоподтеки. Особенно доставалось ногам, именно туда — как в самое незащищенное место — и целились противники.
Кстати, на хорошую кольчугу в Древней Руси можно было выменять коня или купить… две деревеньки, которые до конца жизни могли платить дань.
Помимо пензенских бойцов на ристалище выходили и гости из соседних регионов. Роман Шевяков, например, возглавляет военноисторический клуб “Гридень” из Ртищева. По профессии Роман машинист тепловоза, а фехтованием увлекся в 2010 году, после того как попробовал свои силы на проходившем в Пензе турнире по историческому фехтованию. Вооруженный мечом и щитом с изображенными на нем тремя головами Змея Горыныча, благодаря своим габаритам ртищевский машинист выглядел настоящим гигантом в поединках с соперниками, а после турнира с него пот лил буквально ручьем.
“Это вид спорта для настоящих мужчин, мой сын тоже им увлечен, — уверяет Роман. — Фехтование на мечах позволяет держать себя в тонусе, к тому же за один такой турнир худеешь на пару килограммов.
А однажды мастерство пригодилось мне в жизни. Выехали как‑то на реконструкцию, встали лагерем в поле, а тут местные мужики решили проверить нас на вшивость. Заявились подвыпившие, с дрекольем наперевес, ну, мы и повыхватывали мечи, устроили им Куликовскую битву. Старались бить плашмя, чтобы не покалечить. На следующий день, протрезвев, мужики пришли мириться”.
Даниил ФРАНК, Владимир Павловский
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.