“Ты мой кремень, а я искра твоя!”

Смотришь на супругов Цыкуновых — и сердце радуется, и глаз. Оба улыбчивые, везде ходят парой и совершенно не выглядят на свои годы. Татьяне Ивановне скоро 80, Анатолий Петрович отметил этот юбилей два года назад. В столь почтенном возрасте чета проживает вторую молодость: ни одно культурное событие в Пензе не обходится без их участия.

Всех привечаем

Военное лихолетье надавало обоим уйму болезненных пощечин. И закалило так, что уже ничего не страшно. “Помню, как в 1943‑м вернулся с фронта в нашу родную Репьевку Сердобского района искалеченный отец — на “хромалках” — костылях, похудевший до неузнаваемости, — вспоминает Анатолий Цыкунов. — Его в составе партизанского корпуса забросили в смоленские леса — на 140 км в тыл врага. Выжили тогда только 1700 человек из 12 тысяч. Месяц папа пролежал в разбитой школе, где развернули госпиталь. И все это время на сквозняках и без перевязок. В день давали стакан кипятка и пригоршню сухарей: 38 кг живого веса осталось от взрослого мужика…”

Но в условиях полного отсутствия мужского населения расслабляться не приходилось: чуть окрепнув, отец возглавил колхоз. “Я вместе с ним в 12 лет освоил все разновидности комбайнов, а однажды даже больше всех в области гектаров обработал! — вспоминает Анатолий Петрович. — Меня за это премировали мотоциклом, но по факту выдали путевку в санаторий…”

Поднаторев в тяжелом труде, рукастый парнишка был в цене в армии — в куйбышевских танковых войсках. Толкового механика не отпустили и из Крыма, куда он приехал погостить к дяде: взяли на строительство газопровода и чуть не направили на такие же работы в Ирак.

“Только через 5 лет я обманным путем добился отпуска — подговорил отца, чтобы прислал телеграмму: “Сгорел дом тчк Срочно приезжай вскл”, — разводит руками наш земляк. — Чтобы развеяться, решили с братом съездить в село Колтовское Колышлейского района к тетке. А там меня поставили перед фактом — сейчас тебя с девушкой хорошей познакомим!”

Ей оказалась яркая брюнетка Танечка. Росла без отца (парашютист­разведчик пропал без вести) на щах из крапивы и супе из лебеды. Но зато блистала на школьной сцене: стихи, песни, танцы, спектакли, конферанс — все ей давалось легко и с задором.

“Мечтала быть геологом — романтика же! Но окончила фельдшерское отделение, — улыбается Татьяна Ивановна. — Поехала погостить к родным на Кубань, да там и осталась — детским врачом. А когда приехала в отпуск к маме, сразу попала на собственные смотрины! Да так удачно, что с Толей мы с тех пор не расставались”.

В своей двухкомнатной квартире Цыкуновы живут уже 50 лет. Здесь же отметили золотой юбилей свадьбы — даже фата сохранилась, которую Танечке подруга сшила!

“Расписались мы в 1968‑м в день рождения комсомола, 29 октября, а на домашнее застолье пригласили друзей в день великой революции, 7 ноября, — вспоминает Анатолий Петрович. — Всю жизнь честно трудились: я 40 лет на заводе главным метрологом, жена — в санатории­профилактории и в спорткомплексе.

Детей не нажили — так получилось, слишком заняты были. Зато племянников у нас на двоих 13 человек, и дом полон друзей. Кто от внуков отдыхать приходит, кто от благоверных. Всех привечаем!”

Недавно Татьяна Ивановна открыла в себе еще один талант. “Пензенское движение “Дети войны” активное, но никем не финансируется, а чтобы организовывать для нас поездки, экскурсии, чаепития, нужны деньги, — рассказывает Татьяна Цыкунова. — И я решила пошерстить по всем, кто у меня когда‑либо на массажи ходил: один теперь депутат, второй большой начальник… Сама не заметила, как собрала 70 тысяч рублей — столько интересных мероприятий на эти деньги проведем! Здорово, что мир не без добрых людей!”

Таблетка от старости

Позитив — главная таблетка от старости, которую ежедневно принимают супруги. “А еще мы Малышеву не слушаем! — смеются они. — Надо телевизор меньше смотреть и больше двигаться. День начинаем со стакана воды и зарядки!”

Татьяна Ивановна дважды в неделю ходит на фитнес в возрастную группу к знаменитому пропагандисту здорового образа жизни Виктору Полюхину. 82‑летний Анатолий Петрович 17 раз за один заход подтягивается на домашнем турнике.

В еде Цыкуновы все время помнят об умеренности — если желудок не набит до отвала, то телу легче. “Мы стараемся все готовить сами, магазинные салаты и полуфабрикаты не привечаем! — признается Татьяна Ивановна. — Пиццу делаем, пироги из всего свежего и натурального. Толя всегда рядом: овощи почистит, мясо подготовит, в магазин сходит за нужными ингредиентами. Готовность подставить плечо — важный “кирпичик” семейного счастья!”

А еще, по мнению замечательной пары, важно советоваться друг с другом, доверять и дружить — с первой встречи и на всю жизнь. И тогда все будет идеально — так, как в стихотворных строках, которые Татьяна Ивановна однажды посвятила любимому супругу: “Ты мой кремень, а я искра твоя!”

Ксения Ивановская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.