Все остается людям…

Вероятно, многих удивит тот факт, что я был мало знаком с Валерием Петровичем Сазоновым, хотя слышал о нем еще со студенческих лет. Наше первое знакомство могло состояться уже в середине 1970‑х годов, но он пришел на преподавательскую работу в ПГПИ им. В. Г. Белинского в год моего окончания института.

Картинная галерея, которую в 1972 году возглавил Валерий Петрович, играла большую роль в моей судьбе. Как и тысячи пензяков, я часто посещал ее “в минуту жизни трудную”, получая заряд духовной крепости и оптимизма. Пройдя по холодным залам галереи в ноябре 1978 года, я ушел в армию, а вернувшись, вновь посетил ее, словно встретившись с хорошим другом, с которым не виделся несколько лет.

Поиски пропавшего портрета

Работая в образовательных учреждениях Пензы, я регулярно приводил в галерею своих учеников и студентов, читал книги Валерия Петровича, слушал его многочисленные интервью на телевидении и радио, но лично с ним познакомился лишь в начале 2000‑х годов. Это было связано с моими историческими поисками, работой над книгой о создании училища садоводства в Пензе, основанного в нашем городе по указу императора Александра I еще в 1820 году.

Я не мог найти портрет первого управляющего училищем Эрнста Магзига (1796—1853), приглашенного к нам по царской воле из Южной Германии. Этот портрет передавался как важный экспонат от одного руководителя учебного заведения другому на протяжении многих десятилетий, вплоть до октябрьской революции 1917 года. Я очень надеялся, что портрет Магзига мог сохраниться в фондах картинной галереи. Вот тут‑то и произошла наша первая встреча с Валерием Петровичем.

Несмотря на большую занятость, директор нашел время выслушать меня и помог (через своих помощников) посмотреть картотеку картин, хранящихся в их фондах. И хотя нужный мне портрет не был найден, но знакомство наше состоялось и вскоре получило свое продолжение.

Загадка художника Веркмейстера

Летом 2004 года я вновь посетил Валерия Петровича. На этот раз мне была нужна информация о художнике Веркмейстере, на гравюре которого было изображено училище садоводства и еще восемь видов Пензы середины XIX века. О самом авторе и времени создания картины ничего не было известно местным краеведам. Оставалась последняя надежда — обратиться вновь за помощью к Валерию Петровичу, что я и сделал на правах уже старого знакомого.

К этому времени в краеведческий музей города поступил цветной вариант (электронная копия) этой картины, которым меня снабдил замдиректора краеведческого музея Александр Тюстин. С этой копией я и переступил порог кабинета Валерия Петровича. На этот раз я просил его дать мне возможность ознакомиться с фондами библиотеки галереи, надеясь, что материалы о Веркмейстере могут быть обнаружены в дореволюционных изданиях. Но директор скептически отнесся к моему предположению, заявив, что нужных мне книг в его библиотеке просто нет. И все‑таки он разрешил мне посмотреть библиотеку в сопровождении ее заведующего.

На этот раз мне повезло больше: под самым потолком я обнаружил многотомное издание биографического словаря, изданного в Германии в 1942 году! Неясно, как редкий словарь попал в наш город? Вероятно, был вывезен еще по репарации и направлен в Пензу, где располагались художественное училище и картинная галерея. С помощью приставной лестницы я нашел нужный мне том, в котором обнаружил биографию художника Иосифа Веркмейстера (1821—1867), скончавшегося в Саратове в 1867 году.

Валерий Петрович сделал мне ксерокопию статьи, с которой я помчался в краеведческий музей. Там с Александром Тюстиным мы перевели на русский язык небольшой текст и впервые познакомились с биографией немецкого художника, чья картина с видами Пензы украшает сегодня краеведческие издания и фотоальбомы.

А ведь все могло получиться и по‑другому, откажи директор галереи в моей просьбе: краеведческие книги выходили бы без гравюры Веркмейстера.

Под руководством Георга Мясникова

Летом 2008 года в Пензу поступили только что изданные в Москве дневники второго секретаря обкома КПСС Георга Мясникова (1926—1996). Я принимал участие в распространении этих книг среди преподавателей ПГПУ и деятелей культуры Пензы, зная о той роли, которую сыграл Георг Васильевич в культурном строительстве в Пензенской области.

Пришел я с этой книгой и к Валерию Петровичу, сказав, что, вероятно, его заинтересует это издание, в котором часто упоминается фамилия директора галереи. Он удивил меня тем, что заказал сразу 10 книг, хотя стоили они в то время немало — 400 рублей. Затем Валерий Петрович вспомнил ряд интересных моментов своей работы под руководством просвещенного секретаря обкома, уверенно заявив, что без Мясникова многие объекты культуры Пензы и области (музеи и памятники) просто бы не существовали.

Но на мое предложение начать работу по сбору воспоминаний о Мясникове, помолчав, ответил вопросом: “А правду писать будем?” Воспоминаний о деятельности Георга Мясникова за 25 лет его партийной работы в Пензенской области до сих пор нет! Многие его подчиненные и коллеги давно ушли в мир иной, унеся с собой тайну о человеке, чье имя носит сегодня Музей одной картины, в создании которого самое активное участие принимал и Валерий Петрович Сазонов.

В этом же году он познакомил меня с профессором Кириллом Дмитриевичем Вишневским (1923—2014), который тоже заказал мне воспоминания Мясникова. Я не знал, где проживал уважаемый ученый­филолог, и Валерий Петрович любезно согласился проводить меня к нему домой. Наше сотрудничество с Кириллом Дмитриевичем продолжалось до самой его кончины. Он подарил мне несколько книг, которые я бережно храню в своей библиотеке.

Учитесь рисовать лошадь…

Вероятно, у ряда читателей сложилось представление о том, что Валерий Петрович был легким, душевным человеком, идущим навстречу любым просьбам и предложениям. Это далеко не так, в чем я смог тоже убедиться. К 350‑летию основания Пензы (2013 г.) в картинной галерее была организована выставка работ ведущих пензенских художников. Не все местные авторы смогли попасть на нее. Один из начинающих мастеров обратился ко мне за помощью в решении этого вопроса.

Я пришел к Валерию Петровичу и попросил его помочь будущему Репину. Закурив трубку, он сурово ответил: “Не знаю, какой из него получится Репин, но лошадь ему еще надо учиться рисовать!” Я понял, что наш разговор не будет иметь продолжения, и направился к выходу. У самой двери меня догнали слова директора: “Я всего лишь один из членов выставкома! Я — против! Но, возможно, все остальные члены будут за? Пусть обращается в выставком”.

Последняя наша встреча состоялась в декабре 2014 года за несколько месяцев до его ухода. В Губернаторском доме проходила презентация книги Александра Дворжанского и Сергея Зелева “Праведный верою жив будет…”, на которую собрались местные историки и краеведы. Был на ней и Валерий Петрович. Все уже знали о его болезни, о чем говорил его сильно изменившийся вид.

Зайдя в зал и поздоровавшись с собравшимися, он стал подходить к знакомым ему участникам презентации, жать им руку и что‑то говорить, наклоняясь к своим собеседникам. Затем он быстро пошел к выходу, обернулся на мгновение и, посмотрев на собравшихся, закрыл за собой дверь… Так простился Валерий Петрович со своими коллегами и друзьями.

Книга “Вспоминая Валерия Сазонова…”

Ранняя кончина Валерия Петровича поразила многих… Стало понятно, что заменить его в Пензе будет трудно, так много он знал, умел и сделал для пензенской культуры. Понимание необходимости в издании книги воспоминаний о нем пришло ко мне сразу после его ухода. Я был уверен, что она будет издана, увидев весь цвет пензенской культуры и науки, чиновников и депутатов, сотни простых горожан, пришедших 20 марта 2015 года проводить Валерия Сазонова в последний путь.

Составление сборника воспоминаний продолжалось почти три года. Огромную роль в финансировании этого издания сыграли бизнесмен Александр Мелкумянц и ряд пензенских предприятий, главный режиссер областного театра Сергей Казаков, бывший директор ПАСК Александр Виноградов, сотрудники картинной галереи и родственники Валерия Петровича.

1 марта 2018 года в Зеленом зале картинной галереи состоялась презентация книги “Вспоминая Валерия Сазонова…”, которая включила в себя более 50 статей и около 100 редких фотографий. С теплыми воспоминаниями выступили все, кто хорошо знал и любил Валерия Петровича: дочь Екатерина Валерьевна и его внук Кирилл, поэт Лариса Яшина и бывший руководитель пензенской культуры Евгений Попов, новый директор галереи Кирилл Застрожный и художник Анатолий Косырев, журналист Семен Вахштайн и режиссер Лариса Трушина, профессора Николай Инюшкин и Геннадий Горланов…

Вызывая слезы, звучала музыка в исполнении его любимых артистов — Валерия Яшина, Семена Гольцмана и ансамбля “Голоса России”. А с экрана к собравшимся обращался сам Валерий Сазонов, с восторгом говоря о своей любимой галерее, о том, что все, что мы делаем от чистого сердца и от души, остается людям…

Александр Волков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.