Центр Пензы преображается: реконструкция Фонтанной площади вошла в завершающую фазу. Уже обустроены сухой сегмент фонтана и основная чаша, смонтировано водонапорное оборудование, подключена электрика. Сейчас подрядчики благоустраивают прилегающую территорию. Сооружение длиной более 50 метров делается из гранита — видимо, на века.
Наш фотокор сумел запечатлеть исторический момент — скоро фонтан будет не узнать. А мэр Пензы Андрей Лузгин в своем микроблоге уже показал подписчикам пробный пуск воды.
“Много денег угрохали… Стоило ли?”
Ставший родным нескольким поколениям пензяков фонтан был открыт в 1977‑м в честь 60‑летия Великой Октябрьской революции — для этого городские власти приняли решение снести целый квартал дореволюционной застройки. Правда, второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Мясников записал в своем дневнике: “Много денег угрохали. Фонтан обойдется в миллион рублей. Стоило ли?”
Но государственные деньги явно были потрачены не зря: фонтан служил Пензе верой и правдой 42 года, пока физически не состарился.
Новый облик Фонтанной площади создавали архитекторы XXI века из местного архбюро под руководством Марата Каскеева. Стоимость всех работ составит 280 миллионов рублей. Изменения внесут и в сквер, прилегающий к улице Кирова, и в уголок на ул. Горького, где проходят ярмарки. Фонтан останется прямоугольным, но получит пешеходную зону по бокам от чаши — там струи будут бить с уровня покрытия. А вот сама чаша оказалась меньше прежней, зато, говорят авторы идеи, будет больше места для праздничных мероприятий.
Планируется, что фонтан сможет показывать настоящие шоу — с помощью проецирования изображений на водяную взвесь как на экран. И это помимо привычного цвета и музыки!
Кроме того, рядом должны появиться гигантские качели, похожие на те, что находятся на Триумфальной площади в Москве, а также детская площадка и многомного скамеек. Реконструкция популярного места отдыха должна завершиться в июле, а окончательное благоустройство территории — к концу августа.
По волнам ностальгии
Мы поинтересовались у людей, которые провели в Пензе детские и юношеские годы, какие воспоминания связаны у них с любимым Фонтаном.
Анатолий Беляков, писатель: “Помню, как на Фонтане выступали артисты всесоюзного масштаба. Например, на излете восьмидесятых Владимир Кузьмин пел. И эти концерты были совершенно бесплатными для всех горожан.
Традиция десантников купаться в фонтане 2 августа появилась позже — в первой половине девяностых. Примерно тогда же вокруг фонтана “материализовались” странные белые изваяния, в которых народ до последнего искал смысл. Несколько из них, как я потом узнал, делал мой друг Андрей Хрещатый — он сейчас директор Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года”.
Виктор Кузнецов, строитель: “Фонтан всегда манил — можно было есть мороженое и плескаться под прохладными струями. Позже, во время учебы в политехе, я видел фонтан из окна каждый день, потому что работал поваром в ресторане, который раньше располагался между улицами Московской и Кирова.
И вот примерно в те годы на площади появилась очень сомнительная достопримечательность — панно 6х7 метров из пивных пробок. Я, конечно, все понимаю: картина Мане, своеобразный рекорд — 55 тысяч пробок… Но на полотне тучный человек, явно не последователь ЗОЖ, да еще с куревом и алкоголем! Зачем же программировать детей на такое?”
Александр Шилин, путешественник: “С фонтаном, а точнее с “подфонтаньем”, у меня связаны необычные воспоминания. Я там… в бане парился! Работники, обслуживающие светомузыкальное сооружение, оборудовали ее для себя в технических помещениях (с гидравлическим оборудованием и электроникой, которые и обеспечивали действо снаружи). Эти помещения располагались внизу, под чашей. Вход был закамуфлирован под створку электрощитовой камеры.
Я там был один раз, в 2008 году”.
Марина Талагаева, журналист: “Я считаю решение городских властей “обнулить” фонтан безграмотным! Пензе нужно сохранять советский антураж, который еще есть в городе, а не ставить вместо него однотипные конструкции, как в других городах. Вот даже памятник Петру и Февронии — это такая же штамповка, как и монументы Ленину в свое время. Туристов этим не привлечешь, и об этом я не раз говорила в своих журналистских колонках, адресованных городским властям.
Надо беречь и лелеять мелочи, которые отличают Пензу (“Градусник”, “Кукушка”, ласточки на каждом шагу), а не переделывать их в пластиковое. Лучше бы восстановили все в своей первозданности — например, реанимировали кафетерий в “Снежке”, кинотеатры “Октябрь” и “Родина” или магазин “Океан”: такие кинотеатры и магазины были в разных городах и республиках, и они бы приятно аукались в сердцах людей, детство которых пришлось на советские годы.
В Пензе же слепо следуют каким‑то непонятным флешмобам — светофорные деревья, деревья для вешанья замочков. Это ничем не отличает город от Липецка, Курска или еще чего‑то в этом роде. Увы, никакой индивидуальности”.
Дмитрий Кусков, шоумен: “Иногда мне кажется, что Фонтан в Пензе был всегда — вот именно так, с большой буквы. Потому что сразу понятно, о каком фонтане идет речь. И правильно, что остановка общественного транспорта на улице Кирова называется теперь “Фонтан”!
Когда мы переехали в дом № 40 по улице Московской (тот, где магазин “Малыш”), фонтан я видел каждый день — он стал привычной частью пейзажа. В школе в старших классах все, наверное, вечерами ходили “гулять на Фонтан”: нарезалось бесконечное число кругов вокруг него, а на следующий день хвалились — кто больше.
В середине 1990‑х жизнь на Фонтане бурлила: тут появилось невероятное количество летних кафешек, знаменитый книжный развал, лошадки, машинки, батуты. А всякие концерты, фестивали! Кстати, я был одним из инициаторов больших концертов: “Европа Плюс”, 11 канал, “Русское радио” почти каждое лето проводили там крупные мероприятия.
Потом кафешки убрали, развал переехал в сквер Дзержинского — и жизнь на Фонтане перестала быть активной. Жаль!”
Ксения ИВАНОВСКАЯ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.