На вопросы читателей “Молодого ленинца” отвечает проректор по научной работе духовной семинарии Пензенской епархии протоиерей Вадим Ершов.
* * *
— Отец Вадим, с чего лучше начать церковную жизнь?
— С исповеди. Если вы действительно всерьез решили начать новую жизнь, все старое, греховное, темное, что было в вашем прошлом, Господь простит и никогда не вспомнит. Исповедь — это таинство покаяния. Вспомнив все то злое, что сделано за жизнь без Бога, искренне раскаиваясь в этом, мы приходим в храм и исповедуемся Богу перед священником.
Можно записать грехи и прийти на исповедь с запиской. Если вы хотите в этот же день причаститься, нужно подготовиться к причастию. Необходимо попоститься (воздерживаясь от мясной, молочной пищи, алкоголя, развлечений) хотя бы 3 дня, накануне причастия желательно сходить на вечернюю службу в храм. Наутро желающий причаститься идет в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот. Приходить в храм следует до начала службы. Исповедь совершается в каждом храме утром, перед литургией.
В воскресный день (и тем более в праздничный) исповедующихся очень много, поэтому священник при всем желании не сможет уделить вам нужного для серьезной исповеди и разговора времени. Лучше всего подойти к священнику и договориться о встрече с ним в храме в будний день. Здесь у вас действительно будет время для обстоятельной исповеди или разговора. А уже после исповеди можно будет причаститься.
* * *
— Какие советы вы можете дать молодым супругам, чтобы они жили счастливо?
— Учитесь слушать! Человек, погруженный в шум и ритмы современной жизни, не умеет фокусировать внимание, соответственно, он не способен ни вслушаться в голос Божий, ни вглядеться пристально в человека, который рядом. А значит, он не услышит ни Бога, ни ближнего. Муж не слышит жену, та — мужа. Первое же серьезное испытание обнаружит это. Муж и жена будут говорить на разных языках.
Еще нужно учиться смирению. Как во всяком сложном деле, в любви необходимо огромное терпение и желание преодолевать трудности. Смирение — это умение вслушаться в другого, отдать первенство другому. Еще до брака легко увидеть, готов ли любимый или любимая уступать, преодолевать гордыню, воспринимать иное мнение. Если слышит только себя и настаивает только на своем, едва ли отношения смогут вырасти до большой обоюдной любви.
* * *
— В православном храме так много правил, обрядов… Даже заходить страшно из‑за боязни что‑то нарушить.
— Бояться храма не надо. Просто приходите, стойте, слушайте. Молитесь, как умеете, своими словами. Просите, чтобы Господь открыл, дал понять происходящее. И очень скоро вы будете все понимать.
— А зачем верующие кланяются Господу?
— Иоанн Богослов, когда увидел на небесах Христа, был так поражен огненностью его лика и славой, что упал к ногам его, как мертвый. Многие христиане именно так и молятся, не дерзая прямо встать перед Богом. Эти люди очень глубоко переживают свое недостоинство и духовную нищету. Поклон выражает наше смирение.
Когда, совершив поклон, мы встаем, этим самым мы себе напоминаем, что отвергаемся от греха, восстаем к новой, праведной и чистой жизни.
— А почему католики на службе сидят, а православные стоят?
— На Востоке чаще молились стоя. На Западе по‑разному: иногда на коленях, иногда сидя или стоя. Не принципиально, в какой позе молиться во время православного богослужения, если и становимся на колени, то на краткое время, а чаще просто делаем земной поклон. Сидеть во время православного богослужения разрешено во время чтения Псалтири. Святые отцы рекомендовали сидеть во время углубленной молитвы Иисусовой.
Если человек устал в храме, он может и присесть. Напомню вам слова великого подвижника и богослова XIX века, митрополита Филарета (Дроздова): “Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах”.
* * *
— Почему церковь отрицательно относится к целителям?
— Нынешние целители одинаково легко и безответственно оперируют в своей практике и колдовскими обрядами, и церковными традициями: “Вот тебе заговоренная соль. Ее высыпи на отпечаток следа врага, потом пойди в храм, поставь семь свечек за упокой его души и каждый день читай по три раза “Отче наш”…”
Подобные целители не стоят даже на пороге Церкви. Это в большинстве своем прагматичные, хитрые люди. Элементы церковного культа им нужны для того, чтобы у пациента создалась иллюзия, что над ним совершаются обряды, соответствующие духу православной церкви. Или же колдунья просто повторяет “рецепты”, существовавшие до нее, может быть, перешедшие ей от бабушки, а туда включены молитвы, святая вода, свечи и прочее. Но они все равно остаются колдовскими манипуляциями.
Более того, использование церковных предметов при магических обрядах является кощунством, то есть надругательством над святыней. Это, вероятно, очень радует бесов, противников Бога и человека.
* * *
— Объясните мне как священник, в чем смысл жизни?
— Смысл земной жизни в том, чтобы исцелиться от гордости, научиться послушанию и вернуться в рай. Для этого и пришел на землю Христос, которого надо научиться любить больше всего на свете, а через него — и всех.
Владимир Вержбовский
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.