Похоже, время троллейбусов в России неумолимо подходит к концу. Новых систем для “рогатых” практически не строят, новых машин муниципальные власти не закупают, изношенная контактная сеть ветшает, постепенно приходя в негодность. Лозунг “Троллейбус — глоток чистого воздуха”, некогда красовавшийся на бортах этих машин, видимо, уже неактуален.
“Рогатых” уже нет в Москве, Перми, Тюмени, Астрахани, Липецке, Твери… Очередь за Пензой, где о прекращении движения троллейбусов чиновники в первый раз заявили в июле нынешнего года. Но после протестов горожан 4 сентября Пензенская городская Дума приняла решение о финансировании троллейбусного движения на октябрь. Что дальше? В чем причина того, что экологически чистый транспорт как‑то вдруг стал ненужным? И ненужным кому: обывателям или же власти?
Оксана Милаева, преподаватель ПГУ: “Для какой‑то части пензяков сохранение троллейбуса — это все‑таки чистый воздух. В регионе не все благополучно в плане экологии, и есть опасения горожан, что в случае замены электротранспорта на бензиновые маршрутки вырастут и легочные заболевания и, возможно, онкология. Для пенсионеров “рогатые” удобны в первую очередь потому, что ходят почти пустые, а значит, всегда можно сесть. Ну и подешевле на три рубля, чем в автобусе. При нищенских пенсиях — реальный плюс. И еще для кого‑то “тролли” — незабываемое советское прошлое, воспоминание о юности, когда и трава была зеленее, и кипяток круче. Однако гонять по маршрутам пустые машины для бюджета накладно. Не забудем и про расходы на содержание всей троллейбусной структуры. И последнее, в свете недавно прошедших выборов кое‑кто нарочито поднимал вокруг троллейбусов шум, который никоим образом не коррелируется с реальной заинтересованностью людей в сохранении наземного электротранспорта в Пензе.
Теперь об экономическом аспекте. Совершенно новый автобус большой вместимости из Беларуси обойдется городу в 10—13 млн рублей. Содержание одной “рогатой” машины куда дороже. Как говорится, делайте выводы”.
Сергей Артамонов, ветеран боевых действий в ДРА: “Я не уверен, что нынешний автобусный парк, ежедневно выходящий на городские маршруты, соответствует мировым стандартам. Какой уж тут секрет — частник старается купить что подешевле. Затем подлатает, подшаманит — и на улицы: деньги зарабатывать. Достаточно посмотреть, какой чад валит из выхлопной трубы некоторых таких машин, и сразу вспоминаешь про троллейбус.
Разве мало было случаев, когда автобусы и маршрутки горели, взрывались, да и просто останавливались из‑за всевозможных поломок! А езда наперегонки и без соблюдения правил дорожного движения автобусов и маршрутчиков? Некоторые из водителей даже вывешивают в салонах таблички типа “Пять минут страха — и ты уже дома!” Это как? К тому же у меня нет никакой уверенности в том, что те, кто сидит за баранкой этих авто, проходят ежедневный медицинский контроль.
Ну уберут “рогатых”, закупят новые, то бишь старые, списанные за границей автобусы. Что выиграет от этого рядовой пассажир? Да ничего. А в городе только пробок станет больше”.
Александр Гречишкин, заведующий кафедрой “Городское строительство и архитектура” ПГУАС: “Будущее, конечно же, не за неуклюжим, тихоходным троллейбусом. Москва начинает переходить на электробусы, тот же самый глоток чистого воздуха. Я не специалист в области городского транспорта, но как дилетант полагаю — наверняка есть и экономическое обоснование замены троллейбусов на другие рейсовые машины. В Казани и Краснодаре троллейбусы поменяли на довольно экологичные автобусы большой вместимости. И никто не ропщет”.
Александр Ганин, налоговый юрист: “Давайте начнем с того, что мухи отдельно и котлеты отдельно. Если говорить об экологичном транспорте, будущее, несомненно, за ним. А это электромоторы вместо бензиновых двигателей. Недаром лучшие умы бьются над этой проблемой. Троллейбусы с их контактными сетями: столбами, проводами и т. д. — пусть даже кому‑то это покажется кощунством — свою историческую функцию уже выполнили. Они в современном мире реликт, пережиток. И, поверьте, если вдруг уже завтра на городские маршруты не выйдет ни один из “рогатых”, многие этого даже не заметят”.
Елена Антонова, преподаватель фортепиано музыкальной школы № 1 г. Пензы: “Понимаю, что эпоха троллейбуса неизбежно уходит в прошлое, но с его уходом что‑то уйдет и из нашей жизни. С “рогатыми” у меня связаны самые теплые чувства. Это тот вид городского транспорта, откуда при неспешном движении можно наблюдать городские пейзажи и сценки”.
Инна Изюмова, ведущая программы 11 канала “Наше здоровье”: “К счастью, я отношусь к той категории горожан, которые общественным транспортом не пользуются. Так что по большому счету троллейбусные волнения мне безразличны. А если по‑обывательски, то современный парк этих машин явно устарел и давнымдавно не обновляется. Изза различных сложностей не вводятся новые маршруты. Хотя стоит оговориться, наверное, наш город из‑за рельефа и не совсем троллейбусный. В целом же будущее за экологически чистым общественным транспортом.
От себя добавлю, если бы еще он был удобным, доступным и с четко выверенным и соблюдаемым графиком, часть автолюбителей оставила бы в гаражах собственных железных коней. Но, увы, сегодня время коронавируса. Лучше поберечься. Как и всем остальным горожанам. Потому и в пока еще колесящих по улицам Пензы троллейбусах не стоит забывать про маски”.
Александр Маслов, инженер автомобильной техники: “Что бы нам ни говорили, но троллейбусы — чересчур громоздкий и уже поэтому умирающий вид городского транспорта. Когда нам кивают на Европу, дескать, там “рогатые” до сих пор в фаворе, здесь есть немалая доля лукавства: 80% троллейбусов за рубежом — в городах бывших стран соцлагеря. Да и они перестали их закупать.
“Тролза” — завод в г. Энгельсе, производящий “рогатых”, выпускает в год не более 200 машин, а для рентабельности их надо штамповать тысячами. Завод балансирует на грани закрытия.
Но электробусы провинция не потянет. Стоят они очень дорого и слишком зависят от климата из‑за литийионных батарей питания. На работу двигателя их еще хватает, а на обогрев салона уже нет. Надо ставить еще один движок, что опять удорожает этот вид транспорта. Так что для таких городов, как Пенза, выход один — вместительные, комфортабельные и современные автобусы”.
Рифат Алмакаев, пенсионер: “Троллейбус — идеальный вид городского транспорта. Но он не угоден конкурентамчастникам. И в первую очередь владельцам маршруток. Грязные, неудобные, маловместительные, гоняющие на крейсерской скорости, они и так заполонили все улицы Пензы. И сейчас, в период повторной пандемии, где, как не в них, есть реальная опасность подцепить коронавирус?! Но деньги частнику глаза застят, потому и убрать конкурента — главная задача. А изворотливые местные чиновники, наверняка получающие мзду от частников, делают все, чтобы выставить троллейбус убыточным. Не пример им Санкт-Петербург, и сегодня закупающий новые машины, которые работают часть маршрута без проводов, на автономном ходу. Вот так, не меняя протяженности контактной сети, здесь увеличили протяженность маршрутов”.
Владимир Вержбовский
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.