“Видите эти трещины на смартфоне? Это поврежденные нейроны человека после употребления алкоголя”, — дорогой аппарат в руках “профессора” в белом халате превращается в наглядное пособие. Рядом, в научном чемоданчике, другие помощники: кусочек куриной печени (чтобы было понятно, что с ней творит алкоголь), яичный белок (который сворачивается в мозгу под воздействием выпитого), шарики и колбы (для демонстрации суженных веществами несчастных сосудов).
По примеру Мюнхгаузена
Одно научное шоу, показанное с целью профилактики вредных привычек, требует реквизита в сотню килограммов! Практически ежедневно Андрей и Елена Панферовы возят это добро по школам Пензы и показывают старшеклассникам, что именно зависимости могут сделать с человеческим организмом. Это не имеющий аналогов проект, который супруги несколько лет назад придумали сами — от и до. А теперь он разросся до ресурснометодического центра “НЕ#ЗАВИСИМОСТЬ”, который открылся в Пензе на минувшей неделе.
…Елена выросла в рабочем квартале — Заводском районе. Признается, что в ее жизни было немало соблазнов и пороков: раньше она курила и позволяла себе прочие “студенческие вольности”, но 10 лет назад решила подсчитать количество жертв зависимостей в кругу своих знакомых: “У нас был блистательный класс, но одних убили наркотики, другие спились и умерли. Под воздействием веществ одна знакомая вышла в окно — оставила записку: “Не хочу больше мучить родителей”…
Подведя такие скорбные итоги, я сразу бросила курить. И благодарю Бога за то, что всегда понимала, когда уйти из шумной компании, пока не начался какойнибудь криминал…”
Андрей родом из Колышлея. “По образованию я инженерпроектировщик, но, к счастью для человечества, по специальности ни дня не работал, — улыбается мужчина. — Мне нравится изобретать и проектировать в более тонких сферах! В 13 лет увлекся йогой, дошел до гештальттерапии и снова вернулся к йоге. Создал метод, который не требует долгих лет работы над проблемой — это саморегуляция, которая вынимает тебя из критической ситуации, как барон Мюнхгаузен поднял себя из болота за косичку! Теперь этим методом я с удовольствием делюсь с людьми: помоги себе сам!”
С верой в чудеса
В жизни всегда есть место чуду — в этом убеждены супруги. Такая уверенность выросла не на пустом месте — жизнь то и дело подкидывала показательные примеры. “Много лет назад чудесным образом исцелился мой сын Илья, — вспоминает Елена. — От рождения у него был длинный список диагнозов, мальчику даже грозило удаление части почек. Однако я написала отказ: врачи говорили, что это смертный приговор моему ребенку, но я верила в чудо.
И оно произошло. К трем годам у мальчика заработали обе почки и “рассосался” гидронефроз. На этом случае медики даже защищали диссертацию в Москве”.
Еще одним бесспорным чудом Елена называет собственную победу над стихией — бытовым газом. Однажды она заметила подозрительный запах из подвала дома. Коты, обитавшие там, подтвердили опасения: животные обессиленно лежали, подсунув носы под входную дверь, откуда тянуло свежим воздухом…
“Я бросилась домой, выключила электричество и стала перекрывать газ, — вспоминает тот день Елена. — Вдруг меня отбросило в другой угол кухни! Встала, вновь подошла к вентилю — и… новый удар! Перекрыть газ удалось лишь с третьего раза. Распахнула окна, вызвала аварийщиков.
А те, когда все осмотрели, подошли ко мне с выпученными глазами: “Вы точно в порядке?!” Оказывается, в подвале один из электропроводов под напряжением упал на газовую трубу, которая идет прямиком в нашу квартиру. Коротнуло так, что у соседей сгорели холодильники и телевизоры. А меня спасли… новые кроссовки на толстой резиновой подошве! Если бы не они, я бы с вами сейчас не разговаривала!”
Когда в России грянул очередной кризис, Елена и Андрей потеряли общий бизнес — пекарню — и на мучительно долгие 9 месяцев остались без источников дохода. “Нас не брали на работу изза возраста и двух детей на руках, — вспоминает Елена. — Если бы не знакомые, которые помогали продуктами, есть было бы нечего.
В разгар всего этого меня покинуло самообладание: помню, как я рыдала в ванной комнате от безысходности и бессилия. А Андрей обнял меня за плечи и прошептал то, что так жаждут услышать участники программы Ларисы Гузеевой: “Давай поженимся!”
Я опешила: что за пир во время чумы? Но тут же поняла: только вместе можно пережить темные времена. И зарыдала с новой силой, но уже от счастья и в объятиях своего жениха!”
Отпраздновать событие молодые смогли лишь через несколько месяцев после росписи, когда ситуация с деньгами стала выравниваться. Торжество происходило в сосновом лесу, в духе славянских обрядовых традиций.
“Это судьба!”
Так говорят Панферовы о совместном проекте, который стал смыслом их жизни. “После почти года безработицы я нашла отличную вакансию и с понедельника должна была приступать к должности управляющего сетью детских кафе в Пензе, — вспоминает Елена. — Но накануне меня огорошили: я не прошла проверку службы безопасности!
И тогда мы с мужем решили: это знак — надо начинать свое дело. Да такое, чтобы спасало человечество! Только через полгода мы случайно выяснили, что на ту должность помимо меня претендовал еще один кандидат. И это он не прошел проверку у безопасников, но в системе чтото сбойнуло, и данные перепутали! Сейчас мы вспоминаем эту историю с улыбкой и благодарностью к мирозданию: если хочешь делать чтото нужное для Вселенной, все само собой складывается!”
Восемь лет назад пара впервые увидела в Москве научные шоу и воодушевилась. Некоторое время Панферовы тоже демонстрировали детям неньютоновскую жидкость, волшебное действие магнитного поля, эффектные фокусы с электричеством… “Но со временем мы поняли, что просто развлекать людей неинтересно, — признаются супруги. — Пошли дальше — с нуля придумали зрелищные программы, заточенные под профилактику пагубных привычек. Три месяца в Москве шлифовали с кураторами свои наработки. Могли бы остаться в столице, но поняли, что должны пригодиться в Пензе”.
Так глубоко тему профилактики алкоголизма, курения и наркозависимости в России не копает никто из научных шоуменов! Однажды в самолете Андрей познакомился с бизнесменом из Новосибирска — производителем наглядных пособий. И теперь в арсенале пензяков есть и пульсирующее сердце алкоголика, и ужасающая своей реалистичностью рука наркомана, а также легкие курильщика, которые “дышат” (их заказали уже в Германии).
“На обычных лекциях по профилактике зависимостей дети всегда чувствуют себя обвиняемыми, а мы исключаем этот момент! — говорит Андрей Панферов. — Мы не говорим, что пить, курить или употреблять наркотики — плохо. А просто показываем, как необратимо вещества ломают человеческий организм, и выводы каждый делает сам.
Уже давно заметили: если подросток начинает вертеться на семинаре, это верный признак, что он уже чтото употреблял. Именно такие ребята потом подходят и шепотом спрашивают, как теперь бросить. Некоторые даже плачут из жалости к своим родителям, которые и курят, и выпивают.
Ктото рассказывал, что мама сама на день рождения предложила ребятам шампанское, но те парировали: “Не будем, потому что от этого повреждаются нейроны головного мозга!” В любом случае мы уверены: абсолютно за каждого подростка стоит побороться!”
Супруги подсчитали: один наркоман вовлекает в зависимость 8—20 человек, и если прождать еще одно поколение, то ни о каком народосбережении и речи уже не будет. Если же вложить в профилактику условный миллион, то, по самым скромным подсчетам, он сбережет государству в 8 раз больше: людей не придется лечить в наркологии, они будут платить налоги, создавать семьи, не множить социальное сиротство и пр.
“За эти годы через наши уроки прошли более 25000 школьников, — продолжают Панферовы. — Анализ обратной связи показал, что каждый пятый отказался от предложенных соблазнов. А это 5000 спасенных жизней!
Кстати, приятные метаморфозы сами собой происходят и в нашем взрослом окружении — если раньше друзья, готовясь к вечеринкам, закупали только алкоголь, то теперь ассортимент напитков заметно расширился и оздоровился: чай, кофе, соки, травяные настои”.
Конфликтовать можно грамотно
В новом центре, который открыли социальные предприниматели для детей из неблагополучных семей и зон риска, обучение будет вестись 4 месяца — с домашними заданиями и кураторами. Уже заготовлены специальные кейсы — проблемные ситуации, из которых нужно будет искать выход: “Как отказаться, если тебе предлагают покурить кальян?” или “Что делать, если человека берут на “слабо”?”
Создана программа выхода из стрессового состояния без применения психотропных веществ — с помощью упражнений, дыхательных практик и энергетического самовосстановления. “На выходе ребята будут уметь грамотно конфликтовать, противостоять соблазнам, не попадать в сети буллинга. А самое главное, станут ценными специалистами по самим себе!” — верят энтузиасты.
На достигнутом активная чета останавливаться, конечно, не собирается. Панферовы уже придумали, как в таком же наглядном ключе построить курсы оказания первой помощи (там будут крутые суперреалистичные манекены) и обучать горожан финансовой грамотности.
Конечно, впереди и планомерная работа с родителями: многие наломали таких дров, что всем ученым мира не расхлебать. “Если за обнаруженные сигареты наказывать ремнем, от этого будет только хуже! — убеждены супруги. — Курить человек всегда начинает от стресса, а такое “воспитание” лишь увеличивает напряжение.
Важно как можно быстрее выяснить, что происходит у ребенка в душе, и сообща найти решение проблемы. При этом нет ничего хуже двойных стандартов: когда отец поучает детей, насколько опасен алкоголь, а сам в это время потягивает пивко, лежа на диване. Или когда мама обнюхивает сына, а сама только что проветрила кухню после выкуренной сигаретки…
Лучше всего на детей действует честность взрослых: не бойтесь обозначить свои слабости и зависимости, не стесняйтесь признаться, что у вас плохо получается бороться с пороком, но вы осознаете последствия. И добавьте: “Давай вместе подумаем, как хотя бы тебе этого избежать”.
Ксения ИВАНОВСКАЯ. Фото из семейного архива Паферовых
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.