“11 детей — наше богатство!”

Семья Скоморох — одна из самых многочисленных в Пензе. В сентябре этого года у них родился 11­й ребенок, Верочка. Семь сыновей, четыре дочери — такова личная демографическая программа Светланы и Олега Скоморох!

Казенный дом

В три года Светлана узнала, что такое детдом. В семье произошла трагедия. “Мы с мамой, братом и сестрой жили в Леонидовке, — вспоминает Светлана. — Нас с младых ногтей приучали к труду и самостоятельности. И вот, пока взрослых не было дома, я решила налить чай. Но чайник выскользнул, и мне кипятком ошпарило всю левую руку”.

Скорая. Реанимация ожогового отделения. Пересадка кожи… Маленький ребенок натерпелся такого, что и врагу не пожелаешь. Пока Свету выхаживали, соцслужбы начали проверку условий ее проживания и морального облика родителей. Как считает сама моя собеседница, ее маму оговорили непорядочные соседи, и последовало лишение родительских прав. А трех детей разделили по разным казенным учреждениям, хотя это и против правил.

“Все страшилки, что пишут про детдома, — правда, — уверяет Светлана Евгеньевна. — У нас была настоящая дедовщина! Старшие девочки заставляли стирать их нижнее белье и одежду,  убираться за ними в комнатах, отдавать часть еды. Порой мальчишки заступались, но их тут же осаживали воспитатели — им не хотелось разбираться, в чем конфликт.

За любую провинность нас на всю ночь ставили коленями на ледяной плиточный пол!.. Иной раз неделями приходилось  спать на жесткой лавке.  А подарки всегда были показухой — чтобы представители различных комиссий поставили галочку. После их отъезда нам в лучшем случае отдавали лишь половину, а в худшем отнимали все”.

Глядя, как других ребят забирают в приемные семьи, Света заливалась слезами и убегала в церковь неподалеку. “Здесь я обретала покой, — вспоминает Светлана. — Часами разговаривала с Богом и молила подарить семью и мне!”

Бог услышал просьбы маленькой души, когда девочке было 10 лет. Ее разыскала бабушка, которая жила в другом городе и не знала, что внучка оказалась в детдоме. Она переехала в Пензу, оформила опеку и забрала девочку к себе. Мама тоже стала навещать дочь, из казенных домов постепенно забрали сестру и брата.  Позже все вместе перебрались в большой дом в Алферьевке.

Божий дар

Своего будущего мужа Светлана встретила через год после окончания школы. Олег подошел к ней в парке — познакомиться и пригласить в кафе. У него за плечами был печальный  опыт первого брака, поэтому молодой человек вел себя робко и событий не торопил. Предложения не делал еще и потому, что нужно было пробить броню стереотипов в сознании родственников: Светлана на 13 лет младше Олега.

“Он так боялся обжечься вновь, что устраивал мне проверки, — с улыбкой вспоминает женщина. — Например, приглашал на вечеринку с друзьями и следил, сколько я выпью алкоголя, а я ни грамма в рот. А однажды на несколько дней раньше вернулся из командировки — а вдруг бы застал меня  с другим? Но моя искренняя любовь выдержала все испытания на прочность”.

После того как пара расписалась, Бог два года не давал ей детей. Пензячка прошла кучу обследований, и врачи поставили ей диагноз — “бесплодие”. “Земля ушла из­под ног! — качает головой Светлана. — Проплакавшись, я взяла волю в кулак и стала ежедневно молиться Господу — веру мою ничто не может поколебать. А однажды, стоя перед алтарем, поклялась, что рожу столько детей, сколько Богу угодно!”

В 2002 году в семье появился первенец Павел, а затем его многочисленные братики и сестрички — Лиза, Вася, Мария, Миша, Коля, Иван, Серафим, Надя, Алексей и Вера.

Пройти весь этот путь и сохранить душевное тепло, любовь и веру супругам помогли духовные наставники — отец Вадим Петрушков, благочинный Петропавловского городского округа,  и отец Алексий Ладыгин, помощник настоятеля храма Богоявления Господня.

“Без их помощи мы бы вряд ли справились, — признается глава семейства Олег Скоморох. — Супругу в роддом на этот раз положили заранее. 11­е роды и 38­летний возраст стали отягчающими факторами. Роды были настолько опасными для ребенка и матери, что малышка чуть не задохнулась в утробе. Спасибо главврачу пензенского роддома Денису Бочарникову — он лично принимал роды. А мы со священниками неустанно молились за здоровье всех участников процесса”.

У грозного на первый взгляд Олега за плечами почти 10 лет контрактной службы в горячих точках. Но он не любит вспоминать об этом периоде жизни и сейчас полностью посвятил себя служению Богу. Многодетный отец мечтает получить сан священника. А пока, чтобы прокормить огромную семью, он трудится сразу на нескольких работах.

Уроки — по очереди

Сейчас самый насущный вопрос в семье — жилье. 13 человек ютятся на 45 квадратных метрах без каких­либо дальнейших перспектив.  Дети спят на двухъярусных кроватях, уроки приходится делать по очереди — столов и стульев на всех не хватает.

Младшие ребятишки тоже сидят дома, так как в садик не ходят: для многодетной семьи это очень затратно. К тому же, если один ребенок откуда­то принесет “болячку”, то заболеют все, и тут уж никаких детских пособий не хватит на лекарства.

Дисциплина в семье военная, все обязанности четко распределены, а для каждого провинившегося выписываются наряды вне очереди по кухне. На прогулку старшие одевают младших, а те не мешают им делать домашние задания.

“Нам удалось лишь бесплатно оформить небольшой участок в Заре, — разводит руками Светлана. — Надеемся, что там старший сын начнет строительство своего собственного жилья”.

Дом своей мечты семья уже нашла — в селе Ленино. Но владелец просит за него 6 миллионов рублей. Сумма для Скоморох неподъемная. Денег от продажи квартиры в Пензе не хватит даже на первоначальный взнос.

Но семья с веселой фамилией старается не унывать и радоваться каждому дню. Если в “ячейке общества” царит взаимовыручка и любовь, то впереди непременно ждет огромное счастье!

Динара Ефимова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.