Мусор как зеркало нашего бытия

Недавно в Пензе в доме Бадигина на улице Куйбышева открылся новаторский выставочный проект “Современное искусство: прошлое, настоящее, будущее”. Настоящим сюрпризом для гостей стал показ концептуальных костюмов, придуманных и созданных студентами ПГУАС. Такого в нашем городе еще не видели!

Этому удивительному проекту вуза уже несколько лет: учащимся определенных специальностей нужно создать модные коллекции. Но не просто из подручных материалов, а из… откровенного мусора!

“Это курсовое проектирование так и называется — “Мусорный дизайн”, — рассказывает Василя Богданова, доцент кафедры “Дизайн и художественное проектирование интерьера”. — Здесь мало одной лишь креативной идеи — важно подобрать нетрадиционные для одежды материалы и придумать, как крепить элементы друг к другу, а для этого порой требуется инженерная смекалка.

Очень запомнилось, например, как мы крутили­вертели в руках пластиковые плинтусы, которые должны были стать частью костюма. Что с ними делать? Они же прямые. В итоге сделали небольшие пропилы в нужных местах и согнули эти палки под определенными углами — так из них уже можно было создавать интересные формы”.

Кокошник из вилок

Одна из коллекций, представленных в доме Бадигина, называется “Уроборос” — это мифический змей, свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост.

“Идея моих работ — отражение постапокалиптического образа мира и человека в нем, — поясняет свою задумку автор, второкурсница София Колодкина. — Я хотела показать последствия бездумного потребления и нескончаемого желания иметь, иметь, иметь. Продемонстрировала это в жутких образах человеческих тел, гипертрофированных под воздействием мутации генов.

Мало кто об этом задумывается, но любой из нас влияет на положение дел в мире. Так же и  состояние вселенной находит отражение в человеке. Каждый индивид — это часть всемирного  круговорота жизни”.

Свои фантазии София реализовала с помощью полипропиленовых мешков для картошки, пластиковых бутылок и пакетов, строительной сетки для оштукатуривания стен, проволоки и поролона из старого матраса, утеплителя для бани, старых журналов и колготок. Кроме аппликации и окрашивания из баллончика девушка применила перфорацию и технику папье­маше.

Чтобы подчеркнуть, что в современном равнодушном мире личность не играет никакой роли, София создала маски и головные уборы нестандартных форм, которые прячут под собой любую индивидуальность.

А вот студентка Светлана Матряшина почуяла зов предков и сотворила коллекцию “Томны девицы”, опираясь на старинные народные традиции. В ее умелых руках вторую жизнь обрели домотканые половики, рогожа, холстина, алюминиевые вилки­ложки превратились в фантазийные кокошники. Разномастные велосипедные ниппели, болты и гайки стали декором на воротниках,  головных уборах и в серьгах  — сменили привычные каменья и драгоценности.

“Я хотела передать подлинную любовь к аутентичному русскому костюму, — призналась Светлана. — Рубахи делала на основе традиционного кроя, характерного для одеяния наших предков. Но, чтобы соответствовать современному техностилю, я выбрала светлые тона с серебряными акцентами”.

Кукурузное чудо

За несколько лет креативные студенты для вдохновения погружались в самые разные этнические темы — Африка, индейцы, древняя мордва… И во всех инсталляциях обретали вторую жизнь обрезки, кусочки и остатки признаков цивилизации. Например, однажды несколько одеяний было пошито из стеганого полиэтилена, а утеплителем в нем вместо синтепона выступили журнальные страницы. В другой раз костюмы соорудили из частей кукурузы — рылец, початков, листьев. А по ячейкам простеганных пакетов разложили крохотные желтые зернышки!

“В основном у нас учатся девушки, но в процессе курсового проектирования они осваивают очень даже мужские профессии, — добавляет Василя Богданова. — Строительный пистолет, отвертки, лобзики, ножи, молотки студентки берут в руки ничуть не реже, чем обычные карандаши и ручки.

Одна девушка как­то создала костюм из автомобильных покрышек, прорезанных особым образом — раздобыла их на шиномонтаже и скрепила прочными ремнями. А находкой еще одного гения­рационализатора стало битое лобовое стекло автомобиля. Если по нему правильно ударить, получатся мелкие кусочки, по форме и цвету очень напоминающие кристаллы Сваровски! Ими автор идеи инкрустировала платье. После защиты курсового проекта наряд взяли напрокат на один из конкурсов красоты, и его временная обладательница получила там Гран­при!

В другой раз образцы мусорного дизайна — новаторский комбинезон для Деда Мороза из кожзама и платье для Снегурочки из марли — аниматоры арендовали на новогодние праздники, чтобы удивлять публику на корпоративах”.

Парижский шик

“В Европе тема вторичного потребления — это прямо­таки красная нить! — подтверждает модный обозреватель парижских изданий, наша землячка Ира Шишкина де Пюифф. — Модельер Рик Оуэнс вообще сделал это своей фишкой, творческим почерком. И у Стеллы Маккартни экологичность — визитная карточка, она первой внесла в одежду класса люкс переработанные материалы.

Сейчас у каждого уважающего себя бренда (в том числе и сегмента масс­маркет) выпускаются так называемые limited editions экологичной одежды — из переработанных материалов, без использования детского труда, зачастую без натурального меха.

Демна Гвасалия, основатель бренда Vêtements, а ныне креативный директор Balenciaga, обрел известность, перешивая свои модели из откровенного старья.

Впрочем, я вижу, что экоответственность стала просто новым маркетинговым ходом. А на поверку все оказывается лишь декларацией: кожа из яблока рвется, долго ее не поносишь, переработанные хлопок и лен стоят в два раза дороже, хотя, по идее, должно быть наоборот.

Как и любая хорошая идея, которую подхватили и начали использовать в своих чисто корыстных целях модные и люксовые гиганты, идея экоответственности потеряла свой изначальный гуманизм”.

Ксения ИВАНОВСКАЯ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.