Гранпри IX Международного театрального фестиваля “Золотая провинция” получил спектакль “Мачеха Саманишвили”, который на пензенской сцене представил пермский театр “У Моста”. Прибыл с труппой и худрук Сергей Федотов — личность поистине легендарная: заслуженный артист РФ, единственный в мире, кто поставил восемь пьес выдающегося ирландского драматурга Мартина Макдонаха, известного нашим кинозрителям по фильмам “Залечь на дно в Брюгге” и “Три билборда на границе Эббинга”.
— Сергей Павлович, что включает в себя подготовка актеров в вашем театре? — поинтересовался у мастера корреспондент “МЛ”.
— Пластику, йогу, фехтование, сценический бой, вокал, речь… А потом уже репетиции. И 70 спектаклей в месяц! У нас артисты работают ежедневно по 7—8 часов, с одним выходным.
Зато наши тренинги по системе Михаила Чехова позволяют черпать энергию из космоса. Вот почему только у меня есть уникальный проект “Полночный марафон” — мы почти каждую субботу играем четыре спектакля подряд: в 14.00, в 18.00, 21.00 и в полночь. На каждую роль есть несколько составов. Но некоторые артисты, отыграв два представления подряд, просятся и на третье. А один артист требует и в четвертое его пустить. Вот такие невероятные рекорды!
— Почему вы позиционируете свой театр как мистический?
— Потому что нет ни одного театра в мире, где бы творились такие чудеса! Мы поставили всего Гоголя, у нас идут “Дракула” и “Франкенштейн”, хотя считается, что их невозможно поставить на сцене. “Вия” мы репетировали ночью на кладбище, и он получился таким страшным, что зрители выбегают из зала в ужасе. Или, напротив, сидят в полном оцепенении.
— А вы лично с мистикой сталкивались?
— Параллельный мир существует. Я это понял еще в детстве, когда уехал на все лето к бабушке в деревню. Я читал там с керосиновой лампой Гоголя, а бабушка ругалась, мол, керосин переводишь да и спать не даешь. Тогда я взял свечку и отправился тайком на чердак.
Ровно в 3 часа ночи свечка неожиданно погасла. Убежать оттуда в кромешной тьме не представлялось возможным, весь чердак был завален старинным барахлом. Я боялся пошевелиться, затаился в куче тряпья и вдруг… “увидел” вурдалаков и самого Вия — в кромешной тьме они светились синим могильным светом! Как я тогда не умер от ужаса, до сих пор удивляюсь. Но, видимо, именно в тот момент я и понял, как надо ставить ужастики.
А когда мы работали над спектаклем “Калека с Инишмана”, то поехали в Ирландию на этот самый пустынный остров, где живут лишь сто человек. Мы в сценических костюмах целый день репетировали в реальных декорациях и… ни души не встретили! Лишь вечером увидели молодого парня. Когда он приблизился, все потеряли дар речи: он оказался как две капли воды похож на нашего актера Сергея Мельникова, игравшего в этом спектакле. Оба в очках, длинноносые, лысые и в одинаковых шапочках и куртках!
Но и это еще не все! По сюжету пьесы герой Сергея помогает сестре доставить куриные яйца и сдать их в магазин, а она иногда разбивает их об его голову. Так что у нашего актера всегда есть яйцо в кармане. И вдруг этот ирландец достает из кармана… раздавленное куриное яйцо и с грустным видом что‑то лопочет. Мы просто в шоке. Не думаю, что это ирландская традиция…
Но самой удивительной была другая моя встреча в Ирландии. Мы тогда готовили переиздание книги Патрика Лонергана “Театр и фильмы Мартина Макдонаха”. Приехали в город Гэлуэй. Я встретился с автором, обговорили детали по книге. И вот иду по улице, а тут из паба выходит… сам Мартин Макдонах!
Я говорю: “Мартин, привет!” А он мне: “Привет, ты кто?” — “Я Сергей Федотов”. — “Аа, театр “У Моста”, Пермь!” Он сказал, что смотрел мои спектакли по его пьесам на видео и ему очень понравилось. Этот случай подтверждает, что мистика постоянно рядом. Макдонах ведь живет в Лондоне и лишь раз в год на пару дней приезжает в Гэлуэй к родителям. Все совпало до секунды — нас свела судьба!
— Не тесно в Перми личности такого масштаба, как вы?
— Я ставил спектакли в Чехии, Польше, Эстонии, Москве, Петербурге… Но в таких городах ровно через две недели на меня наваливается дикая тоска по дому. Экстрасенсы рассказали мне, что театр “У Моста” находится на пересечении астральных параллелей. Так что он меня надолго не отпускает!
Яков БЕЛКИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.