Виталий Соколов: «Ежедневно прочитываю по две пьесы»

Недавно у пензенского отделения Союза театральных деятелей России появился новый руководитель. Им был избран заведующий литературной частью пензенского драматического театра Виталий Соколов. Сегодня Виталий Германович — гость нашей постоянной рубрики.

— Думаю, большинство людей смутно представляет, что это такое — Союз театральных деятелей…

— СТД существует уже полтора века, в России изначально эта организация создавалась как касса взаимопомощи для вышедших на пенсию актеров. Уточняю, что это общественная организация, а не какой-нибудь бизнес-проект. В наше отделение входят не только актеры, но и художники, музыканты, административный состав театров… Мы помогаем ветеранам, актерским семьям с маленькими детьми, тем, у кого в семьях есть инвалиды. И вторая функция СТД — содействие профессиональному развитию работников театра. Сюда входят проведение, подготовка и участие в различных школах, семинарах, мастер-классах, лабораториях. То есть где представители творческих профессий могут повысить свою квалификацию.

К сожалению, нам приходится какие-то вещи по сути начинать заново, так как в последние годы пензенское отделение практически не вело активной работы. У нас в Пензе 5 профессиональных театров, хватает общих проблем, которые мы объединенными усилиями могли бы решать. Считаю достижением, что состав СТД омолодился, а этой весной ожидается прием еще 20 человек, преимущественно молодых людей творческих профессий.

— А с чего для вас лично начался театр?

— Театр для меня начался с драматургии. Что такое пьеса, я узнал раньше, чем то, что такое спектакль. Я рано научился читать, и было мне лет пять, когда я читал собрание сочинений Алексея Толстого, включавшее в себя сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино», и в конце того же тома увидел текст, где было написано примерно то же самое, но только как-то необычно. Было написано крупно, кто говорит, что говорит и что происходит в настоящем времени. Это была авторская пьеса Алексея Толстого на тот же сюжет.

Эта игра меня заинтересовала, я стал перелагать на язык пьесы любимые рассказы Виталия Бианки про природу и животных. И сам себе на разные голоса их читал. Такой театр одного актера. Уже после мама привела меня на музыкальный спектакль «Кошкин дом», я под впечатлением от спектакля неделю рисовал в тетрадке персонажей этого спектакля.

— А сами участвовали в театральных кружках? 

— В студенческие годы занимался в СТЭМе — студенческом театре эстрадных миниатюр. Затем была театральная студия «Росток» Елены Ивановой, там же с 1991 по 1993 год занимался Антон Макарский. Правда, на фоне остальных участников тогда он ничем особенным не выделялся, был одним из многих способных ребят. Я начал понемногу играть, писать сказочки, сценки, был даже большой спектакль по моей пьесе «Воспоминания об Онегине». Он больше ста раз прошел, была занята вся труппа «Ростка».

Был среди студийцев и Андрей Поляков, он после поступил на режиссерский факультет в театральное училище имени Щукина, а впоследствии стал главным режиссером пензенского ТЮЗа. Однажды он попросил меня написать тексты песен сначала для одной сказки, потом для другой, затем я написал по мотивам русских народных сказок пьесу «Каша из топора», которая в театре юного зрителя идет до сих пор, уже шестнадцатый год.

А студенческим знакомым Полякова был Валерий Маркин, в 2006-2007 годах занимавший пост главного режиссера пензенского драматического театра. Как-то он задумал поставить масштабный музыкальный спектакль «Приключения Чиполлино» и попросил меня написать тексты к песням на мотивы итальянских оперных арий. Я написал тексты к 15 песням, спектакль получился очень ярким, насыщенным песнями. К сожалению, во время пожара сгорели все декорации, и постановка исчезла из репертуара.

Потом еще для одной сказки я писал песни. А памятуя о моей первой профессии инженера-программиста, мне в 2007 году предложили заняться сайтом драмтеатра, который я веду до сих пор.

— А как стали заведующим литературно-драматургической частью?

— После пожара в театре я уже занимался какими-то литературными делами. Завлитом тогда была Анна Борисовна Краснова, кое-какие навыки я у нее перенял. В ТЮЗе два года проработал, мы с Андреем Поляковым дали жизнь нескольким резонансным спектаклям, например спектаклю «Мамочки» Владимира Зуева. А затем осенью 2010 года меня пригласили в драмтеатр руководить литературно-драматургической частью.

Профессия завлита своеобразная, думаю, что большинство простых людей не подозревают даже о ее существовании. Даже и что такое, к примеру, режиссер, тоже, наверное, многие смутно представляют. Спектакль — это верхушка айсберга, зритель видит только окончательный результат труда огромного коллектива людей, в котором актеры составляют лишь пятую часть. Завлит включается в работу на самом начальном этапе. Именно он предлагает художественному руководителю пьесы для постановки, а тот уже решает, ставить или нет. Бывает соцзаказ, вроде юбилея Победы, и мы ищем соответствующую пьесу или подбираем материал для постановки к юбилею наших народных и заслуженных артистов. Достаточно сказать, что я ежедневно прочитываю по две пьесы не только потому, что в портфеле худрука всегда должен лежать запас, которым он может в любой момент воспользоваться, но и потому, что мне это доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие.

Яков Белкин. Фото Г. Марченко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

SinvolPamyati