Восемь лет назад “МЛ” уже рассказывал о том, что на улице Московской разрушается мозаичное панно, посвященное крестьянскому восстанию в Кандиевке в 1861 году. Редакция, а вместе с нами и неравнодушные горожане надеялись, что власти обратят внимание на критическое состояние одной из самых ярких достопримечательностей Пензы. Но чуда не случилось…
Видимо, чиновники находили дела поважнее: то устанавливали в центре странноватый артобъект “Школьница”, то уродовали до неузнаваемости несколько городских скверов… Привести в надлежащий вид “мужика с дубиной”, как окрестили панно местные острословы, им не удалось и по сей день. О чем свидетельствует это фото, сделанное корреспондентом “МЛ” на минувшей неделе.
И это притом что все каталоги, рассказывающие о столице региона58, украшены фото с этим самым мозаичным панно. Несколько лет кряду целая бригада во главе с московским художникоммонументалистом Михаилом Трунковым трудилась над необычным объектом. И в 1973‑м мозаику открыли для всеобщего обозрения. Об этом рассказало и Всесоюзное радио, и Центральное телевидение. Панно сразу стало одной из главных достопримечательностей Пензы.
Музыкальный фонтан власти перестроили, а расположенную рядом с ним картину площадью 130 кв. м оставили в весьма удручающем состоянии. Разрушается не только верхний левый угол панно, но и весь правый угол конструкции — от вершины и донизу крошится камень. Ощущение такое, что через парутройку лет все монументальное творение просто рухнет. А чиновники надуют щеки, разведут руками и закроют руины большим пластиковым баннером с лозунгом “Сохраняя прошлое, создаем будущее!”
Не все благополучно и на главной площади Пензы. Символ всей советской истории — памятник Ленину — такая же визитная карточка Пензы, как Росток или Первопоселенец. Но и он постепенно приходит в упадок. Бронзовая 6‑метровая фигура вождя мирового пролетариата (работа знаменитого скульптора Евгения Вучетича) стоит на ненадежной опоре. В постаменте растущие трещины. Да и гранитное обрамление памятника давно отдано в полное распоряжение юных скейтбордистов и велотрюкачей. Повсюду теперь выщербины и разного рода письмена…
Неужели памятник Владимиру Ильичу обитателям “желтого дома” как бельмо на глазу?.. Почему‑то на ум приходит фраза из книги острослова Станислава Ежи Леца: “Памятник может служить прекрасными солнечными часами. А потом, когда его уберут, станет ясно, что за час пробил…”
Владимир Вержбовский
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.