Небесная скорая помощь

С осени прошлого года в Пензенской области работает санитарная авиация. Между населенными пунктами курсирует вертолет, на борту которого можно перевозить одного лежачего и одного сидячего пациента. В 2021 году совершено уже 49 вылетов, во время которых эвакуировали 51 человека, в том числе троих детей.

Наперегонки с ветром

«Для транспортировки пациентов мы используем вертолет «АНСАТ» отечественного производства, — рассказывает заместитель главного врача по медицине катастроф Пензенской областной станции скорой медицинской помощи Александр Гришин. — Он оборудован современным медицинским модулем и имеет все необходимое для оказания неотложной медицинской помощи во время полета: устройство для мониторинга давления, сердечного ритма, аппарат искусственной вентиляции легких с кислородным баллоном, термоодеяло и т. д.

Его относительно малые габариты позволяют совершить посадку даже посреди трассы. В Пензе имеется кроме аэропорта пока единственная площадка для вертолета — она находится около клинической больницы № 6 им Г. А. Захарьина. А в районах области мы приземляемся там, где позволяет площадь».

Для того чтобы совершать вылеты, около 20 медиков прошли специальную подготовку по оказанию медицинской помощи пациентам во время полета. В первую очередь это врачи­реаниматологи и анестезиологи, а также медперсонал среднего звена — фельдшеры и медсестры. Одним из первых, кто прошел обучение, а затем практиковался в столичной бригаде санитарной авиации, стал врач­реаниматолог Пензенской областной станции скорой помощи Евгений Архангородский.

«В первую очередь мы оказываем экстренную помощь тяжелым больным, например с инсультами, инфарктами, оперативно доставляя их из районов в областной центр, — подчеркивает Евгений Михайлович. — Больных с коронавирусной инфекцией мы не перевозим. Кроме того, для получения пациентами высокотехнологичной медицинской помощи мы совершаем вылеты в федеральные и межрегиональные медицинские центры — в Москву, Казань, Нижний Новгород.

С помощью вертолета доставить пациента до нужного лечебного учреждения теперь стало в разы быстрее. Время полета в столицу занимает до 4 часов, а в соседние регионы 2,5 — 3 часа. На данный момент эвакуация пациентов осуществляется только из одной медицинской организации в другую. Чаще всего помощь врачей областного центра требуется жителям Кузнецкого, Нижнеломовского, Сердобского и Каменского районов. Время полета из районов области до Пензы занимает от 30 до 40 минут».

Когда медлить нельзя

«Для нас важен каждый пациент, но особенный трепет вызывают дети, — продолжает Евгений Архангородский. — К примеру, в конце мая из Пензы в Казанскую республиканскую детскую больницу мы транспортировали 9‑летнюю девочку со сложной неврологической патологией. Ей потребовалась экстренная операция, а ее состояние требовало постоянного мониторинга и оказания медицинской помощи во время полета. На борту вертолета ребенок пробыл 3 часа 15 минут.

Другой случай: из Бессоновской районной больницы мы доставили 11‑летнего мальчика в столичную клинику для оказания экстренной медпомощи. Во время полета ребенок получал кроме общей медицинской помощи и кислородную терапию с использованием аппарата ИВЛ».

Зимой этого года бригада во главе с Архангородским несколько раз перевозила пациентов в Нижегородский ожоговый центр. Первые больные с ожогами тела более 70% были доставлены после взрыва в Пензе пекарни на улице Калинина. Другой случай — женщина случайно облила себя жидкостью для розжига костра. Еще один пациент санавиации провалился в коллектор с кипятком, после чего немедленно был эвакуирован в Нижний Новгород.

В конце мая на вертолетную площадку близ клинической больницы № 6 им. Г. А. Захарьина доставили пациента, получившего черепно­мозговую травму во время падения в подъезде. После транспортировки его передали нейрохирургам. Месяцем ранее из Кузнецкой межрайонной больницы перевезли мужчину с похожей травмой после ДТП, а двух пациентов доставили в тяжелом состоянии после ножевого ранения. Небесная скорая помощь спасла им жизнь!

Наша служба  и опасна, и трудна

Евгений Архангородский — врач­реаниматолог скорой помощи, и общаться с пациентами ему доводится не только в вертолете.

Многое в профессиональной деятельности Евгения Архангородского становится незабываемым. Так, врача вызвали в Пензенский городской родильный дом для перевозки матери восьмерых детей. Во время очередных родов женщина потеряла сознание. Возникло подозрение на инфаркт, и было принято решение о переводе ее в федеральный кардиоцентр.

А весной этого года на врача… напал пациент. «В ночь на 23 апреля я прибыл по вызову на улицу Карпинского к тяжелому пациенту с пневмонией, дыхательной недостаточностью и температурой за 40, — вспоминает Евгений Михайлович. — Мужчину транспортировали вниз, к машине, внутри которой его ожидал сын. Хотя по закону в реанимобиль нельзя пускать посторонних, этот гражданин самовольно забрался в кабину…»

Мужчина ударил врача­реаниматолога ногой в грудную клетку, а затем вытолкнул из автомобиля скорой помощи водителя, сел за руль и попытался уехать. Однако через 30 метров он остановился и начал требовать, чтобы за руль вернулся водитель скорой.

На место происшествия прибыли сотрудники полиции и задержали угонщика. Это дело ведет группа, в состав которой вошли специалисты по расследованию особо важных дел и следователи­криминалисты.

Динара Ефимова. Фото из личного архива Е. Архангородского.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.