Спальные места аккуратно застелены, белье поглажено, на полках прибрано, тарелкичашкиложки блестят. В Пензе уже почти год работает единственный в нашем регионе исправительный центр для осужденных на принудительные работы. Это новый вид наказания, применяемый в России с 1 января 2017 года. Принудительные работы назначаются за преступления небольшой или средней тяжести, а также за тяжкое преступление, если оно совершено впервые и суд сочтет возможным исправление гражданина без отбывания наказания в местах лишения свободы.
Общежитие под охраной
«Исправительный центр рассчитан на 104 человека, — вводит нас в курс дела начальник федерального казенного учреждения «Исправительный центр № 1» УФСИН России по Пензенской области, майор внутренней службы Евгений Барышев (фото слева). — Сейчас здесь проживают 10 женщин и 91 мужчина. Большинство из них переведены из пензенских колоний, а около 30% прибыли из других регионов России.
Днем в помещениях изолированного участка практически никого. Большинство осужденных, как и вольные люди, в это время трудятся.
В учреждении существует особый распорядок дня: подъем в 6.00, обязательная утренняя поверка, затем осужденные направляются на место работы. Отбой в 22.00 с вечерней поверкой. Дежурный центра ежедневно связывается с работодателем, чтобы выяснить, на месте ли их подопечный. Один раз в месяц осуществляется выезд на место работы для получения информации о поведении осужденного, выполнении им должностных обязанностей».
На двух этажах центра размещены гардеробные, прачечные, столовая, спортзал, комната для просветительской и воспитательной работы, подсобные помещения. Мужские и женские комнаты разделены, в каждой из них одновременно могут разместиться от 2 до 9 человек. В помещении есть шкаф, прикроватная тумбочка для личных вещей осужденных. На кухне созданы все условия для приготовления пищи: установлены электроплиты, СВЧпечи, электрочайники, холодильники, мойки для мытья посуды, стеллажи для кухонной утвари.
Трудоустройством осужденных на городских предприятиях занимаются сотрудники УФСИН. Часть из них трудится на предприятии пищевой промышленности, на мебельном и швейном производстве, а другие — на строительных работах и работах по благоустройству Пензы. Средняя зарплата осужденных — порядка 20 тысяч рублей. Но в некоторых отраслях это может быть и 40 тысяч. При трудоустройстве учитываются личностные качества, профессиональные навыки, образование, то, где человек фактически трудился до прибытия в тюрьму.
Часть своей зарплаты (от 5 до 20%) осужденные отчисляют в доход государства, часть — в счет возмещения ущерба, причиненного совершенными ими преступлениями. А остальная сумма используется на питание за свой счет, оплату коммунальных услуг в исправцентре.
Сотрудники УФСИН стремятся разнообразить досуг своих подопечных. К примеру, в конце мая 15 человек посетили ряд музеев Пензы.
Без права на ошибку
За передвижением каждого в этом необычном учреждении внимательно следят. По сравнению с колонией здесь более мягкие условия — постояльцы имеют возможность пользоваться телефонной связью и Интернетом. Фактически они не лишены свободы. В перерывах между принудительными работами могут покинуть территорию, правда, по специальному разрешению.
Свидания с родными в центре не предусмотрены. В выходные дни по заявлению осужденным предоставляется личное время с 11.00 до 19.00. В этот период они вправе покидать исправительный центр по необходимости: для встреч с родными, похода в парикмахерскую, аптеку или магазин.
Кроме того, для тех, кто уже отбыл 1/3 наказания в виде принудительных работ и проявил себя с положительной стороны у работодателя, не имеет никаких замечаний и нареканий, предусмотрено право проживания за пределами исправительного центра в собственном или арендуемом жилье с семьей. Таковых сейчас в учреждении насчитывается 10 человек, они должны четыре раза в месяц являться в центр для обязательной регистрации.
Но исправцентр — это, конечно, не простое общежитие. Осужденные должны тщательно соблюдать распорядок дня и режим. К примеру, за 5 месяцев этого года 15 человек были признаны злостными нарушителями — решения суда они дожидаются в специальном помещении. А один мужчина из‑за появления в нетрезвом виде теперь снова отправится отбывать наказание в колонию особого режима в ЯмалоНенецкий автономный округ.
Но большинство осужденных стараются соблюдать все правила, ведь пребывание в исправцентре дает шанс на условнодосрочное освобождение (УДО).
Невыдуманные истории
«За время работы исправительного центра здесь уже сыграли три свадьбы, — продолжает Евгений Барышев. — Но молодым не разрешается проживание в одной комнате даже после регистрации брака. Большинство из них стремятся заслужить досрочное освобождение и создать семью».
27‑летняя Ирина Храмова (имена и фамилии осужденных по этическим соображениям изменены) в числе тех, кто нашел свою судьбу в исправцентре и планирует остаться жить и работать в Пензе. Девушка попала за решетку пять лет назад за незаконное приобретение и распространение психотропных и наркотических средств. В прошлом году ей смягчили наказание и перевели на принудительные работы из Ивановской колонии общего режима в Пензенский исправительный центр № 1.
«Здесь я познакомилась с Сергеем, — улыбается Ирина. — У нас с ним похожие статьи и судьбы. Только у меня в Рязани, откуда я родом, остался 9‑летний сын…
Мы расписались в ноябре 2020‑го, сейчас муж уже освободился по УДО, я тоже скоро выйду на свободу».
Храмова признается, что жизнь в исправительном центре отличается от колонии как небо и земля. Женщина практически сразу по прибытии трудоустроилась отделочницей на одну из пензенских строек. После освобождения она мечтает жить и работать в Пензе, вместе с мужем Сергеем воспитывать сына Сашу и родить общего малыша.
А вот 40‑летняя Елена Комарова ждет, когда увидит своих двоих сыновей и мужа, живущих в подмосковном Королеве. «Я получила уже второй срок, — признается корреспонденту «МЛ» Елена. — Первый раз в 2008 году меня осудили за мошенничество, а во второй раз — за присвоение чужого имущества. Я работала в родном городе водителем такси. Накануне выходных пассажир оставил в машине планшет, возвращаться в таксопарк было уже поздно, и я решила вернуть забытую вещь после выходных дней.
После рыбалки возвращаюсь домой, а в квартире уже ждут сотрудники полиции и тот самый пассажир со своим планшетом в руках…»
По словам Комаровой, за шесть лет тюрьмы она многое пересмотрела в своем отношении к окружающим и… совсем перестала доверять людям. «Мне было страшно выходить на работу в Пензе, — вспоминает Елена. — Во Владимирской колонии, откуда меня направили в исправцентр, я всякого насмотрелась. Например, моя сокамерница убила мужа и пропустила его через мясорубку… Но, к счастью, в Пензе коллеги не обращают внимания на мое прошлое и стараются во всем поддерживать».
Выйдя на свободу, Елена Комарова мечтает заняться разведением коз, чтобы радовать внуков натуральным молоком.
А агроном Антон Воронов, осужденный по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», прибыл в наш регион из Москвы. В столице у него была своя фирма ландшафтного дизайна. Применение своим профессиональным талантам осужденный нашел и в Пензе — он создал автоматическую систему полива территории вокруг монумента «Росток»!
«Мы с другом сидели в баре, — вспоминает Антон Степанович. — И между нами возник спор, кто лучше сможет применить самооборону в случае нападения. В результате начавшейся как шутка борьбы мой товарищ скончался на месте, а я получил срок почти в 10 лет…».
Ландшафтный дизайн пригодился Воронову и в исправцентре. Теперь здесь ждут хороший урожай яблок — весной осужденный провел профессиональную обрезку деревьев и привил деревца.
Неудивительно, что за свой труд и примерное поведение мужчина получил УДО, хотя отбывать наказание ему предстояло до 2023 года. В столице Воронова уже с нетерпением ждут супруга и четверо детей.
Динара Ефимова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.