Четверть века предана пензенской сцене

Актрису Лидию Стаханову можно по праву назвать старожилом пензенской сцены. В драматическом театре она играет с 1996 года. Четверть века — это срок!
За ее плечами десятки ролей, как небольших, так и ведущих. Если брать репертуарные спектакли, то в постановке «Валентин и Валентина» Лидия Аркадьевна играет маму Валентины, в «Мужчине к празднику» — Татьяну, в «Последней жертве» — Михевну, в «Ромео и Джульетте» — леди Монтекки, в «Хорошей» — Софью Андреевну… Сегодня Лидия Стаханова — гостья нашей традиционной рубрики.
— Наверное, в детстве росли артистичной девочкой?
— Не знаю, судите сами, если постоянно пела дома, в подъезде, поднимаясь по лестнице, в транспорте напевала. Родителям говорили: «Отдайте девочку учиться в музыкальную школу». Очень любила рисовать, тоже учителя советовали серьезно заняться. В средних классах пошла во Дворец пионеров на классический танец, прошла конкурс, а после шестого класса пошла на конкурс в театральную студию при том же Дворце пионеров. Студия называлась «Молодая гвардия», ею руководила замечательная актриса, из-за травмы оставившая сцену, Наталья Иосифовна Сухостав, чьи ученики, такие как Олег Табаков, Владимир Конкин и многие другие, стали актерами. В их числе и худрук нашего драматического театра, заслуженный артист России Казаков Сергей. Было очень интересно и заниматься речью, и участвовать в спектаклях. Оканчивая школу, уже не испытывала никаких колебаний в выборе профессии.
— Вы сами уроженка Саратова, где есть театральный институт при консерватории, однако предпочли театральный факультет Воронежского государственного института искусств…
— В том далеком 1981 году в Саратове было еще театральное училище им. Слонова, а я хотела все же в институт. Если и поступать в училище, то только к хорошему педагогу, я очень любила в то время саратовский ТЮЗ, часто посещая и зная наизусть почти весь репертуар. Руководил им и был педагогом в училище Юрий Петрович Киселев. Вот к нему очень хотелось попробовать. Но в тот год было конкретно неизвестно до последнего, кто набирает, и как назло вступительные в тот год были одновременно с институтами, хотя ранее всегда на месяц раньше. Вот так все и сложилось, что поехала с подругой в Воронеж к известному в то время режиссеру и педагогу Владимиру Васильевичу Бугрову. Подруга не прошла, я поступила.
— Как состоялся переход в пензенский драмтеатр?
— По приглашению тогдашнего художественного руководителя Виктора Владимировича Огарева, который смотрел спектакль «Смерть Ван Халена», где я играла большую роль. В то время ТЮЗ распадается, уехал режиссер… Вообще, 90-е годы были тяжелыми, так что я приняла приглашение.
— Сколько постановок у вас за плечами и какая роль любимая?
— Все постановки, в которых была занята и задействована, сейчас можно найти на сайте театра. Любимая роль? Не знаю, сложно сказать… Все чем-то дороги. Все рождались в раздумьях, сомнениях, поисках чего-то своего с примеркой на себя несвойственных мне поступков. Я помню абсолютно все роли и особенно работу над ними.
— Случались в вашей театральной жизни нештатные ситуации?
— Ой, сколько всего было!.. Было много травмирующих в прямом смысле, забавных — это потом, когда все проходит, воспоминания становятся забавными, а на сцене, в сию минуту… Как-то играем «Ревизора», все дамы в бальных платьях, много танцев с прыжками. И вот в самом начале я делаю прыжок назад и… наступаю на подол своего кринолинового платья — сзади что-то рвется на поясе. Думаю, что оторвалась пуговица на нижней юбке, и зажимаю ее рукой, чтобы не потерять. И вот, не уходя со сцены, кружась в вальсе и мазурке, весь акт — а это полтора часа — я одной рукой танцую и другой держусь за пояс сзади. Пытаясь обыгрывать, чтоб не так заметно было, не поворачиваясь спиной к зрителю. А самое смешное, когда выхожу со сцены, костюмеры, проверив все, говорят, что все в порядке, ничего не порвано! Всем было смешно, кроме меня.
— Ваша дочь Екатерина Васильева — актриса Московского государственного театра «У Никитских ворот». Не было желания тоже рвануть в столицу?
— Было желание сменить театр до приглашения Огарева. Дочь сразу после школы поехала и поступила в Щепкинское, после была приглашена Марком Розовским в его театр, где по сей день благополучно работает. Дочкой я горжусь, а меня вроде бы и в Пензе все устраивает.
— Какие у вас в жизни приоритеты помимо театра? Есть какие-то увлечения?
— Люблю путешествовать, читать книги, смотреть психологические фильмы.
И еще! Обожаю возиться с внуками, а их у меня уже двое! Дочь и внуки — мое самое большое счастье!

Яков БЕЛКИН. Фото penzateatr.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

SinvolPamyati