Квартира художника Игоря Анисимова напоминает небольшую картинную галерею или частный музей. Повсюду картины, статуэтки, со стены на тебя смотрят расцвеченные яркими красками лики Евгения Леонова, Юрия Никулина и Юрия Гагарина.
Наше внимание привлекли две здоровенные стопки коробок, каждая из которых снабжена своей наклейкой: «Клоуны», «Чумурудины», «Деды Морозы». В каждой хранятся… елочные игрушки.
«Началось все с похода на блошиный рынок в Арбекове, — улыбается Игорь Геннадьевич. — Вижу, стоит бабуля. Мне стало ее жалко, купил у нее все елочные украшения по 10 рублей. Тогда и подумать не мог, что стану коллекционером. А вот уже когда товарищ подарил мне большие елочные игрушки послевоенного производства — их вешали на большие елки в актовых залах или на площадях, — мной овладел дух собирательства».
Сейчас в коллекции художника около тысячи елочных украшений. Некоторые приходилось восстанавливать, благо что кисточки и краски всегда под рукой. Цена в Интернете на игрушки разная, на некоторые доходит до 150 тысяч рублей! В коробке под названием «Чумурудины» собраны образцы, глядя на которые трудно догадаться, что это вообще такое. Например, есть у пензяка игрушка, напоминающая огрызок яблока. Или медуза, похожая на что угодно, но только не на медузу…
Художник в погонах
«По образованию я архитектор, в армии делал «дедушкам» дембельские альбомы, а когда ушел на гражданку, сестра посоветовала обратиться в УВД, там вроде бы имелась вакантная должность художника-оформителя, — вспоминает Игорь Анисимов. — Пришел, поговорил с кадровиком, приняли меня на работу. Правда, вскоре сказали, либо мы расстаемся, либо я примеряю на себя погоны сержанта, так как все сотрудники УВД должны нести службу. Подумав, я выбрал погоны, стал патрулировать улицы, но при этом на мне висела еще и наглядная агитация».
Однажды Анисимов шел по Московской не в служебное время, а его знакомая работала тогда в магазине, где продавали кожаные куртки и плащи. Видит — выскакивает парень с целлофановым пакетом, и ходу. Следом на крыльце появляются его знакомая и еще две девчонки с криками: «Лови вора!» Так и пришлось художнику начать погоню. Игорь Геннадьевич нагнал преступника уже на Центральном рынке, повалил в грязь. Вот только парень жилистым оказался, да еще торговки заголосили: «Оставь мальчишку!» Хорошо, подбежали двое охранников с рынка, сообразили что к чему, отвели вора в подсобку, вызвали милицию. Правда, за этот мужественный поступок Анисимову даже грамоту не дали.
«Как‑то в начале 90‑х главный редактор «Молодого ленинца» Евгений Шилов попросил меня нарисовать карикатуру на тему пропажи водки из магазинов, — продолжает Игорь Геннадьевич. — На карикатуре был изображен винно-водочный магазин, возле которого общаются солдатик и милиционер. А на следующий день в УВД планерка. И начальник управления генерал Пронин спрашивает: «Все видели этот номер «Молодого ленинца»? Узнать бы, кто это рисовал!» Хорошо, что вопрос был риторическим, а то влетело бы мне по первое число.
Уйдя на пенсию старшим прапорщиком, я год еще работал в судах конвоиром. Там много наблюдений было. Запомнился один подсудимый, с виду безобидный такой рохля, а оказалось, он в своем частном доме в Райках расчленил жену, а ее останки залил в погребе цементом…»
Ни дня без эксперимента
Игорь Анисимов давно увлечен таким редким видом графики, как монотипия. Оттиск будущей картины он делает на стекле и переносит на специальную бумагу, которая плохо впитывает краску, иначе картина растекалась бы пятнами. Каждая такая миниатюра — вещь эксклюзивная, автор и сам не в силах повторить ее один в один.
Как‑то торговал мастер своими монотипными картинами на Арбате. И вдруг подходит к нему автор и ведущий телепрограммы «Непутевые заметки» Дмитрий Крылов. «Сколько стоят ваши работы?» — спрашивает. «Отдаю по 500. Для Москвы цена смешная!» — улыбнулся в ответ пензяк. «Тогда беру сразу несколько! — обрадовался телеведущий. — Для интерьера моей квартиры — самое то!»
Работает Анисимов и в технике нестандартной колористики. Манеру такого письма он подсмотрел у одной французской художницы, испытывающей проблемы с различением цветов. Наш герой предпочитает писать холсты с черно-белых фотографий, облекая образы в яркие тона.
Две полки в квартире Игоря Геннадьевича заняты стеклянными шарами, которые с помощью холодной сварки и эпоксидной смолы он оформил в виде полярной станции, подводной лодки с водолазами, космической станции… Это фирменное ноу-хау пензяка, в подобной технике никто больше в мире не работает.
Прикинулись немцами
«Еще одна моя страсть — путешествия, — разводит руками Игорь Анисимов. — После развода, увидев мою кислую физиономию, хороший друг Генка уговорил поехать на Урал. Мы сплавлялись на надувных катамаранах по реке Белой. После дождей стояла большая вода, так что сплав превратился в сплошной отдых, мы всю дорогу лежали, иногда только отталкиваясь от берега веслом.
Как‑то пристали к берегу и решили прогуляться по окрестностям. Смотрим, стоит огороженная слегами береза, а на ней на веревке висит… половина туши теленка. Гена предложил подойти поближе, посмотреть, что это такое, но я его отговорил. Как оказалось, правильно сделал. Когда вернулись в лагерь и рассказали инструктору про березу с тушей, тот объяснил, что это приманка для медведя, а под березой должен стоять огромный капкан. И если бы кто‑то из нас наступил на него — прощай, нога!
А в другой раз на той же Белой проплывали мы одно село. Перед этим встретили двух туристов, они нас предупредили, что с берега перед мостом местные подростки из хулиганских побуждений могут кидаться камнями. Плывем, думаем, как же нам уберечься от камней? Я достаю губную гармошку — и давай играть мелодию песни «Ах, мой милый Августин».
Подплываем к мосту, мальчишки уже на берегу с камнями наготове. И слышу, как один другому кричит, мол, иностранцы, кажись, плывут, лучше с ними не связываться. И мы тут же замахали руками, кричим: «Яволь! Хенде хох!» А они в ответ: «И вам хенде хох!»
На Алтае, когда сплавлялись, как‑то раз на берегу остановились, каменных баб посмотрели, на обратном пути видим — стадо барашков. Геннадий давай за одним барашком бегать с криками, что у нас будет шашлык. Но барашек оказался шустрым, не дался.
Вернулись в лагерь, отчалили, плывем дальше… И тут из‑за очередного поворота на берегу видим конного, в плащ-палатке и с винтовкой. Кричит: «Зачем моего барашка брали?» Мы, проскакивая мимо него на скорости по течению, кричим, что никакого барашка не трогали. А он нам вслед: «Я вас все равно догоню!» Мы где‑то час еще плыли, думали, все, отстал. Но он опять за очередным поворотом появился. Винтовку вскинул, и раздался выстрел: пуля рядом с нами в воду нырнула…
Несмотря ни на что, мечтаю когда‑нибудь снова побывать на Алтае. Природа там дивная! А люди какие! Пастух тогда предупредительным выстрелом обошелся. Душа-человек!»
Яков БЕЛКИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.