Алине было всего 12 лет, когда она неудачно упала на уроке физкультуры. Результат — перелом бедра. Он был настолько сложным, что одной операции оказалось недостаточно. У девочки во время травмы были порваны сосуды. Это и замедляло процесс восстановления костной ткани. Врачи говорили, что такой случай один на миллион, и не давали шансов на успешное восстановление — готовили девочку к инвалидной коляске.
Сейчас Алине Суиндиковой 25 лет. Она перенесла 12 операций, несколько раз заново училась ходить. Вместо бедренной кости ей установили титановый протез. И это не помешало пензячке стать кандидатом в мастера спорта по скалолазанию и плаванию! Сейчас она сама тренирует ребятишек на скалодроме в детско-юношеском центре «Спутник». А еще осваивает азы адаптивной физкультуры в Пензенском государственном университете и планирует стать реабилитологом, чтобы помогать людям восстанавливаться после перенесенных травм и заболеваний.
«Справлюсь сама!»
«Я с малых лет занималась спортом — спортивным ориентированием, туризмом, скалолазанием, плаванием, — рассказывает Алина. — Из-за этого в шестом классе я перевелась из одной школы в другую, чтобы было больше времени на тренировки и соревнования. Но на новом месте я проучилась лишь пару недель. На уроке физкультуры случилось ЧП, которое изменило всю мою жизнь.
Головка бедра вылетела из тазобедренного сустава. Порвались все сосуды, которые питали хрящевую и костную ткани. Уже после операции выяснилось, что хрящевая ткань истончилась и головка бедра приросла к тазовой кости. Семь лет после этой травмы я не могла сгибать ногу, ходила на прямой. А если мне нужно было наклониться, просто отводила ее назад. Сидеть было невозможно, если только на краешке стула или кресла, чтобы нога всегда была вытянута».
После травмы на уроке физкультуры Алина семь дней провела в больнице. Домой ее выписали с огромным гипсовым фиксатором, который нельзя было снимать долгих три месяца. «Обезболивающие не помогали, — вспоминает девушка. — Нога давала о себе знать даже от малейшего сквозняка в комнате. В таких случаях врачи выписывают детям и антидепрессанты. Ведь находиться в одном положении столько времени просто невозможно. Но я сразу для себя решила — буду справляться сама».
Шестиклассница не вставала с потели, не могла без помощи взрослых поворачиваться на бок. Девочку сразу перевели на домашнее обучение. А в свободное от уроков время Алина развлекала себя рисованием, чтением и мультфильмами. «В свои 12 лет я четко понимала, что произошло, — говорит наша героиня. — И осознавала, что мне никто не поможет, кроме меня самой. Да, у меня есть мама и папа, но я не могла переложить на них ответственность за свое состояние!»
На костылях — на скалодром
Через три месяца в гипсе Алину ждало очередное испытание. Ей нужно было учиться заново ходить. «Слезы наворачивались на глаза, как было страшно вставать, — рассказывает Суиндикова. — Ровно год я передвигалась на костылях. Но на улицу с родителями выходила только поздним вечером. Так не хотелось, чтобы меня увидели прохожие».
Спортсменка признается, что повзрослела как по щелчку пальцев. Тогда она поняла, что любое испытание тренирует характер человека и раскрывает его невероятные возможности.
«Прямо на костылях я пришла к своему тренеру на скалодром, — говорит Алина. — Хочу снова заниматься! И он меня поддержал: давай попробуем… Словами сложно объяснить, как я взбиралась вверх. Двумя руками хватаю зацепки на стене скалодрома, помогаю себе одной ногой, больная нога — на весу. Чтобы взять высоту, мне даже приходилось выкручивать все тело…»
Школьница делала растяжку, тренировала ноги с помощью специального резинового жгута. Родители переживали за дочку, но понимали, что она не отступит и именно спорт сможет вернуть ее к привычной жизни. Через некоторое время Алина вернулась в плавание, стала участвовать в соревнованиях для спортсменов с ограниченными возможностями, хотя нога предательски отказывалась двигаться. Спортивные нагрузки, к сожалению, чередовались с хирургическими операциями. Всего их потребовалось 12.
Реабилитация, а не ЛФК
Алине исполнилось 17 лет, когда она получила квоту на очередную операцию, на этот раз уже не в Пензе, а в Санкт-Петербурге. Хирургам предстояло заменить девушке тазобедренный сустав на титановую конструкцию.
«И я, и родители понимали, что исход может быть самым плачевным. Но верить в это, конечно, никто не хотел, — делится спортсменка. — Слабое сердце, измученное предыдущими наркозами, могло просто не выдержать. Но оставлять все как есть было нельзя. Врачи удивлялись, как я вообще хожу, ведь головка бедра полностью развалилась. Но сильных болей в ноге я не чувствовала только потому, что постоянно тренировалась и держала мышцы в тонусе».
После операции наша героиня некоторое время находилась в реанимации. А на четвертый день встала на костыли. Титановый протез уже позволял ноге сгибаться, но девушка долго не могла привыкнуть к этой инородной конструкции. Впереди ее ждало долгое восстановление в реабилитационном центре Санкт-Петербурга.
«В провинциальных городах с реабилитологами настоящая проблема, — делится жизненным опытом Суиндикова. — Настоящую реабилитацию детям и взрослым после тех же переломов заменяет лечебная физкультура. Но это далеко не то, что подчас требуется. Именно поэтому я решила развиваться в данном направлении. Иногда даже мысль такая приходит: все случившееся со мной нужно было для того, чтобы я помогала другим людям встать на ноги!»
Цель реабилитации, рассуждает Алина, — вернуть человека в то физическое состояние, в котором он находился до травмы или перенесенной болезни. Это особенно важно бывает для спортсменов, которые сначала ставят рекорды на серьезных соревнованиях, а потом остаются один на один со своим подорванным здоровьем. Большое дело — осознавать, что ты остался в спорте, пусть даже непрофессиональном.
Поверь в себя!
«Я тот человек, который помог себе сам и который хочет помогать другим!» — с уверенностью заявляет Алина Суиндикова. На следующий год она получит диплом по специальности «Адаптивная физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» и будет поступать в военную академию, чтобы стать врачом-реабилитологом.
Уже сейчас пензячка освоила курсы профессионального массажа, иглорефлексотерапии, суставной гимнастики, кинезиологии, помогает больным с грыжами и после сложных переломов. Свои знания она применяет и для своих воспитанников в детско-юношеском центре «Спутник». «Если у ребятишек на соревнованиях по скалолазанию случаются ушибы, растяжения и другие травмы, я делаю с ними специальную гимнастику, и юные спортсмены быстро возвращаются в строй», — делится Алина.
При этом девушка убеждена, что процессы лечения и восстановления зависят только от самого человека. «Никакие дорогостоящие операции и реабилитации не помогут, если человек не верит в свои силы! — говорит наша героиня. — Результат дает только серьезная работа над собой и своим внутренним миром!»
Юлия Измайлова. Фото из личного архива Алины Суиндиковой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.