О горячей воде, холодных батареях и текущих крышах

На вопросы читателей «МЛ» отвечает начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Алла Ильина.

*   *   *

— Беспокоят вас из дома по пр. Победы, 126 (магазин «Океан»). Почти все лето мы провели без холодной и горячей воды. Ресурсники объясняли ситуацию профилактическими и ремонтными работами на сетях. В эти выходные вновь отключили воду без предупреждения и не организовали подвоз технической воды…

— Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды — 8 часов суммарно в течение одного месяца, 4 часа единовременно. При аварии в централизованных сетях холодного водоснабжения — в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании — расчетное время ликвидации аварий на трубопроводах различного диаметра и глубины заложения варьируется от 8 до 36 часов.

Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды — 8 часов суммарно в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно­технического обеспечения горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 1.2.3605—21) — не более 14 суток.

При плановом отключении горячей и холодной воды для ремонта оборудования жители должны быть проинформированы за 10 дней с указанием даты и продолжительности отключения.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной или горячей воды в расчетном периоде, в котором произошло превышение, размер платы снижается на 0,15%.

При нарушении прав потребителей на качество услуг, в вашем случае — на бесперебойное обеспечение ГВС и ХВС, а также при непредоставлении жителям необходимой информации о плановых и аварийных отключениях рекомендую обратиться с письменным заявлением в свою управляющую компанию или ТСЖ.

Также целесообразно обратиться для принятия мер в районную и областную прокуратуру.

*   *   *

— Наконец‑то на ул. Российской, 45, включили отопление, но наш стояк холодный. На последнем этаже в квартире никто не живет, и некому спустить воздух из труб отопления. Что делать?

— Действительно, в квартиру к собственнику никто без его ведома попасть не может. Такие технические вопросы должна решать ваша управляющая компания, у нее, скорее всего, имеется телефон владельца той квартиры, где проходят трубы, часть которых относится к общедомовому имуществу. Сейчас многие получают электронные квитанции на оплату услуг, поэтому можно воспользоваться этим способом связи, и, если объяснить проблему, наверняка она будет решена.

*   *   *

— В нашем подъезде течет крыша — обваливается штукатурка, потолочные панели, чернеет плитка на полу. В квартире тоже есть протечки, после дождей особенно. УК заявила, что у них слишком много текущих работ и ремонт откладывается.

— Срок устранения неисправности при протечке кровли — 1 день, а протечку в перекрытиях должны устранить в течение 3 суток с момента обнаружения или подачи заявки жильцами.

Это указано в постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

В вашем случае нужно вызвать представителя управляющей компании для составления акта залива квартиры. Он должен быть выдан в оригинале с печатями, подписями и на фирменном бланке УК.

Комиссия (представители от управляющей компании) фиксирует размер причиненного ущерба, отражая степень, вид и объект повреждений. Обычно это отделка помещения и, возможно, предметы мебели при сильной течи крыши.

Если вы не согласны с указанными параметрами причиненных повреждений, обязательно их перечислите в акте самостоятельно (рукописно) в момент предъявления вам этого документа на подпись.

Желательно, чтобы в акте была указана причина протечки (некачественное кровельное покрытие крыши, отсутствие текущего ремонта, засор дренажа, повреждения при уборке льда и сосулек).

После этого пригласите эксперта, который производит оценку ущерба, так как, несмотря на тот факт что УК зафиксировала размер ущерба в акте, определить стоимость восстановительного ремонта по указанным повреждениям сможет только эксперт­оценщик, применив специальные методы оценки.

Затем следует направить претензию в УК и, если они в добровольном порядке не возместят ущерб, обратиться с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, в суд.

Для суда вам понадобятся акт о протечке, копия заявления, с которым вы обращались в УК, фото­ и видеоматериалы, фиксирующие повреждения, документ об оценке стоимости ущерба.

*   *   *

— В нашем доме по пр. Победы, 95, на последних этажах холоднее, чем на первых. Как мне провести замер температуры в квартире и куда затем обращаться, если она ниже положенных нормативов?

— Если среднесуточная температура за окном 10 градусов и ниже, в квартире должна быть температура от 18 до 24 ОС, оптимальной считается 20—22 градуса тепла. В теплую погоду, когда температура воздуха выше 10 ОС, температура в квартире допускается от 20 до 28 ОС.

Для замера температуры в вашей квартире вы можете обратиться в управление Роспотребнадзора через официальный сайт https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/ (телефон для консультаций 66‑09‑48), а для выяснения причин недостаточного теплоснабжения последних этажей дома и принятия мер по устранению имеющихся проблем — в орган жилищного надзора в Пензенской области.

*   *   *

— Во дворе нашего дома по улице Лядова женщина устроила огород: посадила лук, морковь, чеснок. Самовольно огородила территорию, ругается на нас, а ведь ее огород мешает и проезду машин, и пешеходам. Что делать?

— Собственникам МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Поэтому решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен ваш дом, и размещении огорода должно быть принято на общем собрании жильцов.

В случае, если захват земли для выращивания овощей был осуществлен самовольно и при этом действия вашей соседки повлекли ухудшение условий проживания, вы вправе обратиться в суд с иском о незаконном использовании общежитской собственности и обязанности устранить причины, повлекшие нарушение ваших прав.

*   *   *

— В подвале нашего МКД уже несколько лет не проводят дезинфекцию от грызунов, тараканов, клопов и пр. Кто должен осуществлять обработку, сколько раз и за чей счет?

— Безусловно, надлежащее санитарное состояние жилых зданий должно поддерживаться постоянно. Работы по дератизации (уничтожению грызунов) и дезинсекции (уничтожению насекомых) входят в содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Решение о проведении дератизации и дезинсекции принимается общим собранием собственников жилья. Оплата этой услуги входит в строку «Содержание жилья» в квитанциях об оплате коммунальных услуг. В случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества исполнитель обязан снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований потребитель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

*   *   *

— В подъезде нашего 9‑этажного дома почти две недели не работал лифт. Мы обратились в управляющую компанию по телефону с просьбой сделать перерасчет. В какой срок его должны сделать?

— Порядок перерасчета оплаты в случае оказания жилищных услуг по содержанию и обслуживанию лифта установлен Правилами содержания и ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники и наниматели помещений вправе обратиться к ней с заявлением об изменении размера платы.

Такое заявление может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.

В вашем случае размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения на стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Период оказания жилищно­коммунальных услуг — месяц. Таким образом, перерасчет платы за лифт должен быть сделан в квитанции за месяц, следующий за периодом, в течение которого жители не пользовались лифтом.

Динара Ефимова

SinvolPamyati