Шарнирные куклы в 3D

Татьяна Бачурина — художник­педагог. Но, оканчивая в свое время ПХУ им. Савицкого, она и подумать не могла, что главным делом ее жизни станут куклы. Сегодня мастерство нашей землячки достигло небывалых высот — своих красоток она печатает на 3D­принтере, отливает из полиуретана и рассылает по всему миру!

«Раньше я лепила куколок из запекаемого пластика, — вспоминает мастерица. — Ручки, ножки и голова крепились на мягкое тельце. Но всегда очень хотелось сделать шарнирную куклу. Около года я изучала работы мастеров, рисовала, чертила, вымеряла траекторию движения «суставов». Было много проб и ошибок, но затем я освоила специальную программу Zbrush. Она позволяет слепить в 3D тело и голову, а потом вставить шарниры для движения ручек и ножек. И все это по заданному алгоритму печатается на фотополимерном принтере.

Когда говорят: «Да напечатала — и готово», я кипячусь! — не сдерживает эмоций Татьяна. — Получению готовой фигуры предшествует множество манипуляций. Например, надо вручную выставить поддержки для каждой детальки — если довериться автоустановкам, то искажаются поверхности, забиваются прорези для резинок, отламываются кусочки пластика, беспощадно портя все труды. Порой приходилось работать одновременно с 100—300 детальками, их требовалось соединять, обрезать, сопоставлять… Много забракованных фигурок и частей тел отправились в мусорку.

В целом печать этого конструктора занимает от 6 до 12 часов, далее детальки нужно промыть в изопропиловом спирте и просушить под УФ­лампой».

Затем следует ювелирный процесс шлифовки: убрать «пеньки» от поддержек (Татьяна делает это маникюрным дремелем), залить дырочки от штырьков, обработать все нежнейшей наждачкой. На это уходит около недели.

Еще нужно сделать разрезы, вставить шарниры, оформить вырезы глаз, чтобы не повредить веки, соорудить замки, чтобы коробка головы идеально смыкалась.

И это только модель для литья! Далее к работе приступает команда литейщиков. Они отливают модели из полиуретана. Каждый шарнир при этом должен быть проклеен замшей или горячим клеем. Без этого ручки­ножки не будут нормально держаться и двигаться.

«У меня свой способ делать глазки для кукол, — делится Татьяна. — Сами шарики печатаю на 3D­принтере. На бумаге печатаю радужки глаз нужного цвета, вырезаю, вставляю в специальное углубление глазика, УФ­смолой изображаю подобие хрусталика и сушу под УФ­лампой. Если после сушки в смоле проявились пузырьки воздуха, то это брак. Надо переделывать».

Когда все­все готово, детали нанизываются на резинку. «Сначала мы с мужем делали это в четыре руки с помощью кучи инструментов, и все равно семь потов сходило. Но со временем «натяжка» куклы превратилась в простое и быстрое занятие — сейчас я делаю это одна очень легко», — говорит мастерица.

По ее признанию, невозможно создать двух кукол­близнецов. Да, реально нарисовать то же самое лицо, сделать те же глаза и волосы, но характер у игрушечного создания будет свой. «Непонятным для меня образом куклы постепенно оживают в руках, — уверяет художник. — Когда роспись лица готова, реснички наклеены, я примеряю глаза. И — странное дело! — в этот момент в куклу словно вселяется душа! Ради этой искры я готова работать ночами».

Иногда заказчики присылают фотографии своих детей или снимки понравившихся им лиц из Интернета — все это Татьяна претворяет в кукольную реальность. Есть у нее и персональные задумки — сделать героиню «Игры престолов» Дейнерис и заглавного персонажа фильма «Алита: боевой ангел». Но пока все время занимают имеющиеся заказы — мастерица доделала партию сменных кукольных кистей (демонстрируют разные жесты) и стоп на цыпочках — они нужны, чтобы на кукол можно было надевать туфли с каблуками.

Сегодня работы Татьяны Бачуриной разъехались по всему миру: Россия, Украина, Беларусь, Франция, Германия, США, Канада, Испания, Нидерланды.

В этом творчестве есть даже «промышленный шпионаж», но он открытый и легальный: мастера то и дело покупают друг у друга кукол, чтобы вдохновиться и создать что‑то свое, еще более поразительное.

Ксения Вдовикина

SinvolPamyati