Мила Солдатова: «В прошлой жизни я была итальянкой!»

В сентябре на 11 канале появилась новая получасовая программа «Культпросвет». Она выросла из одноименной рубрики в утренней программе «Проснись и пой». Автор и ведущая проекта Мила Солдатова рассказывает, как же так получилось.

— В чем суть программы, Мила?

— Это обзор учреждений культуры города и области. Культурное наследие Пензенской области настолько богато, что по живому резала материал на монтаже утренней рубрики… В большой программе получается охватить куда больше.

Теперь у нас есть новости культуры, советы о том, какую книгу прочитать или какой фильм посмотреть, опросы на актуальные темы. Гости-эксперты так вдохновенно рассказывают о своей работе, что слушать интересно даже операторам! (Смеется.)

Будем рассказывать о культурных учреждениях в других странах. Покажем, как тот или иной пензенский объект выглядел в прошлом веке, вспомним, как и где смотрели кино наши мамы и бабушки. В программе есть и подробная афиша мероприятий.

— Как по-твоему, что составляет культурный бэкграунд человека?

— Корни самого человека: то, откуда он родом, кто его родители, предки. Народ всегда отстаивал не только свою территорию, но и культуру, язык и традиции. В этом и есть его сила, мощь и история.

Забывать все это либо заменять чем-то другим — преступление. Я не против современного искусства. Но это, мне кажется, должно идти дополнением, по желанию человека.

Сейчас же мы чаще сталкиваемся с тем, что своей культурой интересуются люди, которым за 50. А молодежь не воспринимает народное творчество — чтобы заманить их на концерты даже очень талантливых исполнителей, приходится исхитряться.

— Чему, на твой взгляд, поспособствовали пандемия, самоизоляция, закрытость границ: прогрессу в культурном развитии людей или деградации?

— Лично мне пандемия раскрыла два основных момента. Первое — это то, что без живого обучения в школах и вузах мы все пропадем. Ни один онлайн-тест или дистанционная лекция не сможет воспитать человека. В последнее время все чаще слышу ненормативную лексику из уст молодых людей. Делаю замечания, если со мной ребенок. Пытаюсь объяснить сыну, что это не норма, это просто юноши и девушки забыли сегодня прочитать книжку и не могут подобрать нужные слова, поэтому так выражаются…

Во-вторых, в пандемию неожиданно искусство стало спасением для миллионов людей. Сидя дома, все вдруг вспомнили, что не прочитали какую-то книгу, не посмотрели какой-то фильм, многие занялись рукоделием и сочинительством.

На мой взгляд, если бы культуре и образованию придавали бы такое же большое значение, как ковиду сегодня, это принесло бы пользу всем нам.

— А как ты относишься к наводнению Интернета онлайн-курсами по окультуриванию людей? Ну, например, как отличать Мане от Моне и пр.

— О, это больная для меня тема! Вдруг каждый третий пользователь Сети решил, что может стать коучем в том или ином вопросе. Особенно если на этом можно заработать.

Я сначала узнаю, что за человек собирается меня чему-то научить: смотрю его профиль, научные работы и т. д. Главное, чтобы целью таких вебинаров было не самоутверждение ведущего, а действительная польза слушателям.

— Какие книги ты читаешь?

— Однажды Вячеслав Филиппенков (дирижер симфонического оркестра и руководитель струнного квартета «Премьера» Пензенской филармонии) принес мне книгу Жозе Сарамаго. Это потрясающий писатель, лауреат Нобелевской премии. После прочтения «Перебои в смерти» я поняла, что нашла своего автора. Потом посмотрела фильм по его роману «Слепота». Сейчас читаю его же «Евангелие от Иисуса». И чем ближе финал, тем больше эмоций он у меня вызывает.

— Какого музея не хватает Пензе?

— Я бы сделала большое арт-пространство, где люди могли бы творить — и не обязательно профессионалы. Посмотрите, как творят дети! Они увлечены процессом. Результат их порой мало волнует. Еще менее им важно то, что скажут о нем другие дети. Взрослым нужно этому поучиться!

В таком музее можно будет делать все и всем: писать и исполнять музыку, танцевать, расписывать стены, одежду, лепить из глины… В общем, давать выход эмоциям. Уверена, от посетителей отбоя не будет!

— Когда откроются все-все границы, где бы ты хотела побывать первым делом?

— Мечтаю показать своему сыну другие страны, с другим отношением к людям, природе и животным — Швецию, Финляндию. И дело не в музеях и театрах, а вообще в окружении, сознательности и уважении себя и того, кто рядом.

Сама я хотела бы состариться и умереть в городке Италии. Очень близка мне по духу эта культура, люди. Мне кажется, в прошлой жизни я была итальянкой.

Ксения Ивановская. Фото из личного архива Милы Солдатовой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

SinvolPamyati