Подтрунивать над бесами не стоит!

На вопросы читателей «МЛ» отвечает иерей, благочинный Никольского городского округа, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского в городе Заречном Виктор Сторожев.

*   *   *

— Отец Виктор, сегодня государство требует от населения делать прививки от коронавируса. А зачем же вакцинироваться, если пандемия допущена Богом? Скорее надо больше молиться, тогда и не заболеешь…

— Если следовать этой логике, тогда зачем утром чистить зубы, если вечером нужно это делать снова? Зачем вставать и куда‑то идти, если вечером ложиться спать. В Священном Писании многократно говорится о том, что вся жизнь человеческая — это труд и болезнь. Наша земная жизнь состоит из почти непрерывного преодоления.

Мы болеем и преодолеваем наши болезни, голодаем и преодолеваем наш голод, трудимся и отдыхаем. Такова земная жизнь и судьба, которую уготовил нам Господь. Мы должны делать то, что зависит от нас, а в том, что от нас не зависит, просить у Бога помощи, заступления и надеяться, что он сделает то, что не в наших силах.

Да, возникновение болезней является следствием общей греховности и распада нравственности человеческого рода. Да, стоит исправлять свою жизнь, заботиться о своей душе, при этом не забывая и о теле. Но все это никоим образом не отменяет необходимости профилактики и лечения.

— Но ведь не секрет, что у вакцин есть побочные эффекты…

— Если посмотреть, какой возможный вред принесет организму человека вакцинирование, и сопоставить его с вредом от заболевания и его последствий, то все станет ясно. Реакция организма на прививку ни в какое сравнение не идет со смертностью от самого заболевания.

*   *   *

— Надо ли занавешивать зеркала, если в доме покойник?

— Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.

*   *   *

— Можно ли молиться своими словами?

— Молиться можно и своими словами, но лучше писаными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, что сподобились милости Божией и стали святыми. Грамоте тоже можно учиться, выискивая из газет по буковке, но все это долго будет. А если учиться по букварю, то гораздо быстрее и проще. Чтобы понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.

*   *   *

— Батюшка, я хочу вести духовную жизнь, но нередко грешу. Иногда так, что потом стыдно в храм идти на исповедь…

— Есть совет по этому поводу от святителя Тихона Задонского. Он говорит: помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше. Идут и плачут по дороге о грехах.

Путь к святости проходит через постоянную ежеминутную, часто мучительную борьбу с грехом. И бывают падения. Но надо вставать, каяться и идти дальше. Древняя подвижница матушка Синклитикия говорила: «Кающихся ждут великие тяготы и жестокая борьба, но вслед за ними несказанная радость. Кто хочет развести огонь, поначалу терпит беспокойство от разъедающего дыма, но в конце концов получает то, что желал».

*   *   *

— Как выглядят ангелы?

— Они бесплотные духи, и этим все сказано. Но, являясь человеку, ангелы принимают различный вид, обычно человеческий облик. Это может быть образ юноши или старца. Вспомним икону Благовещения Пресвятой Богородицы, где ангел в виде златокудрого юноши с пламенеющими крыльями за плечами слетает к Деве. В его руках лилия — символ чистоты.

Это традиционное изображение, хотя, например, святитель Афанасий Великий считал, что Марии ангел явился в виде старца. Но чаще всего ангел — юноша в длинных одеждах, с крыльями за плечами, что символизирует быстроту его служения — исполнения воли Божией. Ангелы являлись многим подвижникам нашей веры, и об этом есть многочисленные свидетельства.

— А что такое бесы, черти?

— Они обозначают силу личностную и злую, некогда взбунтовавшуюся против Бога и поныне вредящую человеку, желающую его погубить. Подвижники церкви называли их по‑разному. Имен множество, но все они синонимичны, все об одном и том же. Сатана (от евр. сатан) означает противник. Диавол (греч. диаболос) — клеветник, сплетник. Бес (слав.) — филологи считают производным от бояться. Демон (греч.) — ложный бог, дух. Лукавый (слав.) — хитрец, обманщик. Черт (слав.) — предположительно от индоевропейского корня скер, скор, отсюда корнать, т. е. резать, обрезать, отсекать!

Примечательно, что верующие стараются никогда не поминать черта. До революции 1917 года в России неприлично было чертыхаться, всякий раз упоминание черта было вызовом, эпатажем. После революции слово Бог стали писать с маленькой буквы, а диавол — с большой, а в послереволюционной литературе, поэзии слово черт стало очень популярным.

Боятся ли верующие люди бесов, демонов? Разумеется, нет. Святитель Афанасий Великий писал: «Не следует совершенно бояться бесов, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой». Однако подвижники веры всегда очень осторожно говорили на эту тему. Смеяться, подтрунивать над бесами не стоит. Лучше их побеждать своей христианской жизнью. Вот тогда, если преуспеем в подвиге, будем иметь право иронизировать над бесами.

Записал Владимир Вержбовский.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.