Мария Путютина: «Театр никогда не брошу!»

За три года в Театре юного зрителя Мария Путютина стала одной из самых востребованных актрис. На ее счету десятки ролей, в том числе и ведущие. Хотя еще 13 лет назад Мария уже была занята в спектаклях театра, будучи студенткой Пензенского колледжа культуры и искусств. А после окончания Театрального института Саратовской государственной консерватории какое-то время играла и на сцене Театра русской комедии, но в итоге все же вернулась в Пензу.

— Мария, какие из своих ролей вы считаете самыми знаковыми?

— У артиста не бывает незнаковых ролей. Для меня очень важно создавать даже из самой простой роли что-то необычное, да и проверить, насколько хватит у меня внутренних ресурсов души и воображения, так сказать, проверить саму себя. Кто-то сказал, что внутри всех артистов есть спящие красавицы, и каждый раз, играя роль, одна из этих красавиц просыпается. Вот и приходится их будить.

Я много наблюдаю за людьми, пытаясь от каждого человека ухватить что-то необыкновенное, даже когда ездишь в транспорте: от кого-то голос, от кого-то походку и манеру поведения, внутреннее состояние, и фантазируешь, что такого могло произойти, выстраиваешь логику, сочиняешь. А еще мне иногда кажется, что все мои роли — это мои предыдущие жизни, которые я когда-то прожила. А роли у меня разные, начиная со сказочных — царевны Несмеяны, плохой феи из «Тетя Вера кидается огурцами», девочки Лиззи из «Стойкого оловянного солдатика», Снегурочки и заканчивая более классическими — Варвары из «Грозы», Мери из «Маленьких трагедий», Софьи Павловны из «Горе от ума». Есть в наличии и индейская девушка Ке-ли-лын. Палитра большая, и это прекрасно. С каждой героиней у меня своя дружба и история.

Сейчас репетирую главную роль в постановке Марины Корольковой «Ослиная шкура». Моя героиня — принцесса Стелла «Лучик света». Как говорит мне режиссер, она обречена прочувствовать, как жить в ослиной шкуре, проходя различные испытания: и жестокость людей, и прекрасное чувство любви. Неважно, какой ты внешне, важно, что у тебя внутри. Настоящую любовь можно узнать даже в «ослиной шкуре». Не буду все рассказывать, приглашаю к нам в пензенский Тюз на премьеру.

— Не хотелось ли все бросить и уйти в какую-нибудь более прибыльную сферу деятельности?

— Я обожаю театр и все, что с ним связано, и никогда его не брошу. Актерская профессия одна из самых сложных, но и самых интересных. Она сложна тем, что мы раньше всех изматываем свою душу. Ведь в театре живут ролями. А переживать чужие роли не так-то просто. Мысли покинуть у меня возникали время от времени, но потом я все же понимала, что если люди заболели хоть раз этой болезнью под названием «театр», то излечиться от нее невозможно. Я не могу по-другому жить, мне не нравится жизненная рутина. А тут другой мир, да еще и можно пожить в разных эпохах и времени. Представляете, как это здорово!

— Вы ведь еще и член Союза театральных деятелей России?

— Да, вступила в этом году, и сразу же меня выбрали уполномоченным по финансовым и информационным вопросам Пензенского регионального отделения СТД РФ от Пензенского театра юного зрителя. Следом меня за творческие достижения и активную общественную деятельность рекомендовали для участия в общероссийском проекте СТД «Творческая командировка», и я поехала на фестиваль молодой режиссуры «АртМиграция» в Москве, проходивший с 13 по 20 сентября. На фестивале были также молодые актеры со всей страны. Каждое утро начиналось с занятий по актерскому мастерству. Потом утро продолжалось классами по индивидуальной технике танца. В рамках фестиваля проходили показы спектаклей молодых российских режиссеров, круглые столы, экскурсии, обсуждения увиденных постановок, творческие встречи с участием видных деятелей отечественного театра и кино. Например, с Кириллом Серебренниковым.

— Вы ведь еще и педагог?

— Мои преподаватели всегда говорили, что из меня выйдет хороший педагог. А я всячески отнекивалась от этой деятельности. И вот волей судьбы в каждом городе меня настигала преподавательская деятельность: в Саратове, Ростове-на-Дону, теперь и в Пензе. Я веду сценическую речь на отделении «Театральное творчество» в Пензенском колледже искусств, где как раз получала первое образование. И в этом году я еще стала классным руководителем у I курса отделения «Театральное творчество».

А что касается лаборатории актерского мастерства «Первая скрипка»… Спасибо Казакову Сергею Владимировичу за то, что в 2019 году позвонил мне и сказал: «Маша, я хочу, чтобы ты у меня работала, наберу тебе свою группу». С этого дня моя жизнь поменялась, у меня есть чудесные сердечки, которым 8-11 лет, мы любим друг друга и постигаем прекрасный мир театра. Я обучаю их актерскому мастерству, сценической речи, ставлю с ними спектакли.

— Как на все хватает времени?

— Свободного времени у меня практически нет, от слова совсем. Если появляется свободное время, я предпочитаю восстанавливаться в одиночестве, чтобы меня никто не трогал, посвятить время себе. Люблю баню, массаж, красивую музыку и шашлыки, костер и песни под гитару. Мне нравится проводить время со своим попугаем Арлекино и собакой Марсиком, люблю подкармливать бездомных животных и просто помогать людям.

Яков Белкин. Фото Ю. Чернышковой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.