Пензякам навязывают водяные счетчики

Горожане снова стали получать извещения о том, что нужно срочно менять водяные счетчики в квартирах. Тем, кто этого не сделает, грозят повышенной платой за коммуналку.

К сожалению, сроки поверки и замены своих приборов учета знают не все, поэтому некоторые граждане все‑таки попадаются на уловки недобросовестных организаций, зарабатывающих на таких услугах.

Тысячи за водомер

Валентина Хлыстова живет в доме № 50 по проспекту Победы в Пензе. Листовку об обязательной замене счетчика она обнаружила в своем почтовом ящике. У женщины даже мысли не было не доверять этой информации.

Извещение было похоже на квитанцию по оплате услуг ЖКХ, с QR­ и штрихкодами. В нем даже были графы ХВС, ГВС и «Водоотведение» с тарифами, нормативами, суммой перерасчета и итоговой суммой. В тексте были ссылки на федеральные законы и постановления. А в конце даже стояли круглая печать и подпись.

Ни минуты не раздумывая, Валентина Григорьевна позвонила по указанному в листовке номеру. «Девушка в трубке попросила назвать дату изготовления счетчиков, — рассказала «МЛ» Валентина Хлыстова. — А когда я сказала, что это 2016 год, заверила, что у счетчиков горячей и холодной воды в моей квартире закончился срок поверки».

Женщине сразу предложили сделать поверку на дому за 2000 рублей. Если же приборы не пройдут испытание, требовалось отдать еще 4000 рублей, чтобы заменить их на новые. Такая цена ее очень смутила: в магазине счетчик можно купить за 600—800 рублей. К счастью, от таких услуг Валентина Хлыстова вовремя отказалась!

Читайте документы!

Дата выпуска счетчика и сроки поверки указываются в его техническом паспорте. Если этот документ потерян, то эти сведения можно уточнить по телефону «Горводоканала» 20‑00‑19, указав оператору свой адрес или лицевой счет. Как заверили «МЛ» в ресурсоснабжающей компании, сроки поверки теперь указываются и в квитанциях по оплате ЖКУ. Поэтому, если какие‑то организации навязывают вам услуги по установке или поверке водомеров, сначала внимательно изучите свою платежку.

Помните, что порядок установки приборов учета ХВС, ГВС, ввода их в эксплуатацию и поверки установлен Правилами о предоставлении коммунальных услуг. Они утверждены постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года.

«В правилах говорится, что оснащение жилого помещения приборами учета, ввод приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения», — дает свой комментарий председатель Ассоциации потребителей Пензенской области Юлия Васильева.

Поверка приборов учета проводится за счет их владельцев. Она необходима, чтобы подтвердить пригодность водомера к дальнейшему применению. По словам Юлии Станиславовны, срок поверки и срок службы водяных счетчиков — это разные понятия. Они указаны в документах (паспорте, инструкции), прилагающихся к приборам учета.

«При установке приборов необходимо помнить, что срок до поверки исчисляется с даты изготовления, а не с даты продажи прибора, — обращает внимание Васильева, — поэтому старайтесь приобрести недавно изготовленный прибор. Если вы приобрели счетчик по сниженной цене, но изготовленный, например, два года назад, то срок поверки у вас наступит на два года раньше».

Для стандартного счетчика ХВС срок поверки составляет в среднем 6 лет, для ГВС — 4 года. В любом случае необходимо изучить технические документы на свой прибор учета.

Помните, что поверку должны проводить аккредитованные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты этой процедуры удостоверяются специальным знаком, свидетельством или записью в паспорте средства измерений.

Проще заменить

Но многие собственники квартир не хотят проводить поверку своих счетчиков, а считают, что их проще заменить. «Работы по установке внутриквартирных приборов учета не требуют наличия какой‑либо лицензии. От сантехника не потребуется и сертификата ­разрешения, — говорит председатель Ассоциации потребителей Пензенской области. — Некоторые организации обманным путем хотят заработать на этой услуге деньги. Если же работники управляющей домом компании рекомендуют только «свою» фирму по установке приборов, знайте, это незаконно! Право выбора фирмы есть только у собственника квартиры».

Бывает и такое, что жильцы сами меняют счетчики горячей и холодной воды, а представители управляйки отказываются их пломбировать и составлять акт допуска в эксплуатацию. Это тоже неправомерно, если водомеры установлены в соответствии с «Правилами и техническими требованиями завода­изготовителя». В этих случаях следует обращаться к руководителю управляющей организации или в управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области.

Опломбировка — бесплатно

После поверки или замены прибора учета его нужно ввести в эксплуатацию. Это документальное оформление счетчика проводится исполнителем коммунальных услуг (управляющая или ресурсоснабжающая организации, ТСЖ). Во время этой процедуры проверяется:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет в двух экземплярах акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Его подписывают потребитель коммунальных услуг и представитель УК, ТСЖ. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию на прибор учета устанавливается пломба.

«Обратите внимание, что согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, — продолжает Юлия Васильева, — ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг без взимания платы. Действующее законодательство не предусматривает возмездного оказания услуг по опломбированию приборов учета. Указанные действия не обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах ресурсоснабжающей организации с целью контроля несанкционированного доступа к приборам учета».

Исключение может быть только одно, если потребитель сам повредил пломбу и требуется ее повторная установка.

Юлия Калинина

SinvolPamyati