Дом, где согреваются сердца

Пенсионеры Сергей и Антонина Юрловы из села Пустынь Каменского района нисколько не жалеют, что девять лет назад решили стать приемной семьей. Вот только тогда они не думали, что их ячейка общества разрастется до настоящего института благородных девиц!

Старость в радость

«Мы с мужем в браке уже больше 40 лет, — рассказывает Антонина Егоровна. — В школе я встречалась с другим парнем, на будущего мужа обратила внимание, только когда у него мотоцикл появился. В 1979‑м сразу после выпускного мы сыграли свадьбу.

В этом доме я прожила вместе со свекром и свекровью больше 30 лет, эти стены помнят все — от рождения наших детей до смерти родителей. В 1981‑м здесь родился наш первенец Миша, через четыре года на свет появилась дочка Алена, еще через два — Вова. Здесь же наши дети создали свои семьи, а в 2007 году родилась наша первая внучка Дашенька».

Юрловым пришлось значительно расширить жилище: есть комнаты для дочек, гостевая спальня, просторная гостиная, где проходят семейные праздники, а веранда служит летней кухней. Вся территория вокруг дома благоустроена: огород, детская площадка, семейная автомастерская. Это любимое дело главы семьи перешло по наследству старшему сыну Михаилу. В Каменском районе все знают, если с авто что‑то не так и другие мастера только разводят руками, нужно ехать к Юрловым — они‑то вмиг починят любую технику!

Михаил и Алена сыграли свои свадьбы в один год. Но если брат счастлив в браке и по сей день, то сестре вскоре пришлось расстаться с супругом. У нее на руках осталась двухмесячная Даша. Спустя пару лет Алена была вынуждена оставить дочку на попечение родителей­пенсионеров, чтобы отправиться на поиски работы в Пензу.

«Так мы и стали жить втроем, — включается в разговор глава семейства Сергей Николаевич. — Но в деревне из молодежи никого не осталось, одни старики на лавочках сидят судачат. Внучке скучно было, поиграть‑то не с кем. И вот однажды мы увидели по телевизору передачу про брошенных детей. На семейном совете решили взять на воспитание двух девочек из приюта».

Под Новый, 2011 год Юрловых пригласили в областной детский дом, чтобы познакомить с шестилетней Леной. «Бедная девочка! При первой нашей встрече она была похожа на запуганного волчонка, — вспоминает Антонина Егоровна. — Нам предложили взять девочку в гости на две недели. Лишь позже я узнала, что Лену уже брали в семью, но вскоре вернули. Девочка оказалась больным ребенком — инвалидом детства. Когда же мы сели в машину, Лена вдруг прошептала: «Мама, почему ты так долго за мной не приезжала?» Это все и решило…»

Приемным родителям пришлось непросто. Девочка­инвалид перенесла несколько операций. Но через год она пошла в обычную сельскую школу, так как спецобучение есть только в областном центре. И начались новые трудности: Лена совершенно не умела ни читать, ни писать — пальцы не слушались, ручку приходилось прикреплять к ладони скотчем, счет до 10 казался уже серьезным достижением. Ровесники сторонились девочки и только перешептывались.

«В один из дней органы опеки и попечительства предложили мне вернуть ребенка в детский дом, — вздыхает Антонина Юрлова. — Но я сказала: «Ребенок не товар в магазине! Хочу куплю, хочу верну!» Сейчас дочери уже 16 лет, в этом году Елена оканчивает школу по спецпрограмме и мечтает стать финансовым работником».

Три сестры

Однажды в Каменском детском доме Юрловым рассказали об Алине, мать которой находилась в тюрьме. Супругов предупредили, что взять девочку они смогут лишь на полтора года, пока родительница отбывает наказание.

Чета решила забрать девочку из приюта, чтобы та погостила у них три дня. И тут вместе с Алиной в гости попросилась ее подружка Алена. Ну, не обижать же ребенка — Юрловы забрали обеих.

«Пока Алена была у нас дома, она рассказала о своих сестренках — девятилетней Лизе и восьмилетней Юле, — вспоминает Антонина Егоровна. — Они приехали в наш регион из Узбекистана, мама и папа пили, а детям доставалась яичница… с пола. Им столько пришлось натерпеться, что я, ни минуты не раздумывая, решила взять к себе трех сестер.

С августа 2014 года Лиза, Юля, Алена и Алина стали полноправными членами нашей семьи.

И тут началось самое трудное! Чтобы подготовить пять приемных девочек и внучку Дашу к школе, нам пришлось взять кредит. А представьте только, каково это — собирать всех по утрам? Одних кос надо шесть заплести!»

У сестер не было российского гражданства, и Юрловым понадобилось больше полугода, чтобы оформить необходимые документы. А еще через несколько месяцев из тюрьмы вышла мама Алины. Дочь пришлось вернуть родной матери.

«Я со слезами на глазах провожала Алину, собрала несколько мешков с ее вещами и игрушками, — продолжает Антонина Егоровна. — Чутье меня не подвело, как оказалось, не зря мы переживали за девочку…

Мы с мужем стали тайком навещать Алину в школе, давали ей деньги на пирожки, покупали одежду. У девочки в холодную зиму на ногах были одни колготки с протертыми коленками. Но мать Алины узнала о наших походах, сильно избила дочь и запретила с нами встречаться. Позже выяснилось, что девочка по несколько дней оставалась дома одна, пока ее мать развлекалась с ухажерами…»

Торжеству справедливости помог случай: от истощения Алина упала в обморок на улице, что и увидела соседка. Женщина тут же позвонила директору школы и сообщила о ЧП в органы опеки. Через три месяца девочку вернули Юрловым и те сразу же отправили Алину поправлять здоровье в санаторий.

«Мне нельзя умирать!..»

«Со временем в нашей семье появились еще две сестренки — 13‑летняя Настя и 8‑летняя Даша, — говорит Сергей Николаевич. — Пока мы воевали, чтобы вернуть в лоно семьи Алину, тоску, заполняющую сердце, нечем было унять. И однажды утром жена показала мне в газете фото двух девочек, которые искали семью. Их привезли из Украины, из документов у них были только справки из роддома. Но это уже не остановило…»

Характер у старшей из девочек оказался еще тот: бывало, что Анастасия такие сцены устраивала прямо на улице! К примеру, кричала, что терпеть не может цветы, а потому отказывается их поливать. Но всякий раз после ссоры девочка подходила к Антонине Егоровне, обнимала ее и шептала: «Мама, прости!»

Терпение и педагогический дар Юрловых сотворили чудо: сегодня Анастасия — умница и красавица — учится в медицинском колледже, а значит, совсем скоро начнет приносить пользу людям.

В 2019‑м в дом Юрловых постучалась беда. У Сергея Николаевича обнаружили онкологическое заболевание. Мужчина перенес пять операций. В эти тяжелые дни семье пришлось продать корову, в хозяйстве остались только куры и кролики.

«В больнице я постоянно думал о том, что мне нельзя умирать, — говорит глава семьи. — Девочки еще не устроены. Вот окончат они школу, а потом куда — на улицу? Каждой из них нужно получить профессию. И каждой на деньги, которые им положены от государства, нужно найти свое жилье. Насте мы смогли купить комнату на общей кухне в Пензе, для остальных тоже свой угол присмотрели. Так что рановато мне еще этот мир покидать!»

По примеру родителей

Старший сын Сергея и Антонины Юрловых Михаил живет в родном селе — в Пустыни. А младший сын Владимир обосновался в Каменке. И оба воспитывают по пятеро детей!

«У нас двое мальчишек — 13‑летний Сережа и 9‑летний Данила, — рассказывает Ирина Юрлова, супруга Михаила. — Второй ребенок родился с пороком сердца. Ему пришлось перенести множество операций. Я боялась родить третьего ребенка, хотя всегда мечтала о девочке. Поэтому мы решили подать документы в органы опеки, чтобы нам подыскали трехлетнюю малышку…»

Но, видимо, у Бога на эту семью были другие планы. Когда с момента начала поисков прошел год, Ирине и Михаилу позвонили из органов опеки и предложили взять под свое крыло… 17‑летнюю девочку.

«Когда я впервые увидела Лену, на вид ей было лет 13 — маленькая, щупленькая, очень стеснительная… — продолжает Ирина. — Внешне она напоминала домовенка Кузю из советского мультфильма. Однако у нас она быстро адаптировалась. Мальчишки сначала к ней очень нас ревновали, нам с мужем приходилось уделять новенькой много внимания, очень хотелось, чтобы Лене у нас понравилось. А потом ребята привыкли к переменам в семейной жизни, сейчас у них отличные отношения.

Елена стала увереннее, она очень талантливая, любознательная девочка — рисует, поет, танцует. Окончила школу и поступила в институт — хочет стать учительницей начальных классов».

А весной 2021‑го Михаилу и Ирине вновь позвонили из органов опеки — предложили принять в семью двух подростков. «Настя и Витя — родные брат и сестра. Девочке — 15, мальчику — 16, — рассказывает Михаил Юрлов. — Одна приемная мать умерла, вторая от них отказалась. Причина — в сложном характере детей. Виктор состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Окончательное решение далось нам непросто, но мы все же взяли ребят на майские праздники».

«Виктор — мальчик смышленый, но учиться не любит, — говорит Ирина Юрлова. — А еще он большой любитель бродить где‑нибудь в одиночестве по ночам. Как‑то раз его и вовсе пришлось вызволять из неприятной ситуации. Он связался с плохой компанией, у него отняли одежду, часы, телефон, позже стали требовать денег. В ситуацию вмешался Михаил, который три года проработал участковым и не понаслышке знает, кто они — трудные подростки».

Сейчас Виктора уже сняли с учета в ПДН, он успешно учится в 11 классе. Проблема Анастасии — непомерное упрямство. По словам приемных родителей, она продолжает стоять на своем, даже когда прекрасно понимает, что неправа. Но девочка видит, какие в семье возможны отношения, а потому учится делать выводы. Настя и Витя поладили с детьми Юрловых, а значит, все у них будет хорошо. Семья арендовала пруд, выращивает рыб. Есть свое подсобное хозяйство, просторный дом с камином.

Брат и сестра уже знают — под этой крышей для каждого найдутся добрые слова.

В Каменке у Владимира и Ольги Юрловых также подрастают пятеро детей. У супругов родились Саша (сейчас ему 8 лет) и Дима (ему сейчас 5). По примеру Сергея Николаевича и Антонины Егоровны пара решила взять к себе ребятишек из детского дома. 12‑летнюю Настю, 8‑летнюю Катю и 5‑летнего Ваню Юрловы нашли в Лунинской районной больнице. Родители этих детей вели асоциальный образ жизни. Но сегодня вспоминать о тяжелом прошлом у брата и сестер нет ни малейшего повода…

Диана Вейбер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.