На вопросы читателей «МЛ» отвечает пензенский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры Сергей Гусев.
* * *
— Зачем в подземном переходе с Пензы I на автовокзал в 2018 году установили дорогостоящую площадку для перемещения инвалидовколясочников, если она не работает?
— Дело в том, что тогда очень торопились успеть к открытию чемпионата мира по футболу. Установку собрали и даже запустили. Но после выяснилось, что необходимых документов на эксплуатацию этого объекта нет. И вопрос до сих пор находится в стадии разрешения.
Однако с двух сторон подземного перехода руководство вокзала разместило объявления о том, что можно позвонить по напечатанному номеру и инвалида перенесут сотрудники вокзала.
* * *
— По службе я часто бываю в Москве. И там на целом ряде железнодорожных путей с обеих сторон линии установлены сплошные бетонные заборы. Почему у нас такого не делают?
— Согласно законодательству в сфере железнодорожного транспорта обязательное заграждение устанавливается на путях высокоскоростного движения до 250—300 км в час. На территории нашего региона таковых нет. Но ограждение (конечно, не сплошное) может устанавливаться в рамках отдельных программ РЖД.
* * *
— Положена ли какая‑то компенсация пассажирам, которые по вине железной дороги понесли убытки из‑за опоздания поездов?
— Да, конечно. В случае задержки поезда и при получении телесных повреждений из‑за аварий на железнодорожном транспорте следует обращаться с заявлением о возмещении материального ущерба либо вреда здоровью в территориальную структуру РЖД или в транспортную прокуратуру.
* * *
— Раньше в поездах часто промышляли воры. А как с этим сегодня?
— Кражи телефонов, кошельков, ценных вещей, портативных компьютеров еще случаются, но, замечу, все реже и реже. Похищенные мобильники находят в более чем 90% случаев, так что жуликам на заметку — воровать сотовые практически бесполезно.
С ухудшением экономической ситуации в стране возникла другая проблема: маргиналы начали активно разбирать пути необщего пользования. Воруют без преувеличения километрами. Затем пилят рельсы на куски и несут в пункты приема лома. Те предприниматели, у которых есть лицензия, с такими личностями не связываются. А вот в черных пунктах приема краденым не брезгуют. Посему напоминаю: и сдатчик, и приемщик подходят под определение «группа лиц по предварительному сговору» со всеми вытекающими последствиями.
Изза таких вот личностей, разобравших уже главный путь, в 2010 году в Саранске пассажирский поезд сошел с рельсов. Да и вообще, лишних путей не бывает. Есть отстойники, есть пути, на которых производят маневровые работы. Кстати, в Пачелме задержана и осуждена группа лиц, воровавших металлолом с грузовых поездов из полувагонов. Все получили реальные сроки наказания.
* * *
— Правда ли, что водитель КамАЗа, заглохшего на переезде в Гольцовке, ничего не предпринял, чтобы сообщить о случившемся с ним ЧП?
— Именно так и было. КамАЗ с прицепом заглох на неохраняемом переезде. В течение часа водитель не предпринял никаких действий. За целый час с момента аварии он не позвонил по сотовому телефону ни в полицию, ни на железную дорогу. А еще ведь был самый простой способ, которому учили во всех советских школах: взять платок, рубашку, кусок материи и пойти по линии навстречу предполагаемому составу, совершая круговые движения платком. Но, повторюсь, ничего сделано не было!
Спасибо машинисту, применившему экстренное торможение и успевшему сбавить скорость с 80 до 30 км. Иначе последствия были бы куда страшнее.
Сегодня на 14 переездах установлены видеорегистраторы. А кадры, запечатлевшие нарушения, операторы отправляют прямиком в ГИБДД.
Переездов у нас на КбшЖД только на главном ходу — 78. И, чтобы оборудовать один всеми средствами безопасности, требуется порядка 10 млн рублей. Плюс содержание. Посчитайте, какие это деньги. Для примера: только на 10 км бессоновского рукава 11 переездов!
В Европе давно пошли другим путем, делая переезды над железнодорожными путями или прокладывая альтернативные дороги. У нас на строительство подобных объектов инфраструктуры, как правило, денег нет.
* * *
— По ТВ частенько показывают, что при задержке авиарейсов пассажиров кормят и даже обеспечивают гостиницами за счет компанииперевозчика. А как выглядит сервис в пензенском аэропорту?
— В аэропорту есть представители всех пяти авиакомпаний, осуществляющих авиаперевозки пассажиров. При задержке рейса от двух и более часов у пассажиров появляется право на бесплатное обеспечение питьевой водой, более четырех часов — полагается горячее питание, более шести — бесплатная гостиница, доступ в Интернет, телефонная связь.
Если возникают проблемы с багажом, претензии предъявляются представителю авиакомпании и дирекции аэропорта.
* * *
— Вроде бы на железнодорожных переходах все оборудовано для безопасности людей, но пешеходы продолжают гибнуть! Как же так?
— Вопрос понятен. Действительно, одно из мероприятий, проводимых железной дорогой, — обустройство так называемых накопителей. Устанавливается специальное ограждение, чтобы человек не мог напрямую проехать на велосипеде (в любом случае придется слезть с двухколесной машины), а у пешехода было время осмотреться — не идет ли состав. Кроме того, у целого ряда таких переходов на асфальте размещены надписи: «Возьмите ребенка за руку. Снимите наушники. Убедитесь в безопасности перехода». Но, к сожалению, трагедии все равно еще случаются.
Последняя произошла близ станции Пенза II. И хотя здесь накопителя пока нет, но перед переездом установлены соответствующие знаки. Однако велосипедист в наушниках решил беспечно проехать этот участок и не услышал гудков локомотива. Напомню, что на определенном расстоянии перед переездами для машинистов установлены знаки о подаче звукового сигнала.
Кстати, 90% погибших находились в состоянии алкогольного опьянения. Погибают также люди слабовидящие, слабослышащие и страдающие психическими заболеваниями.
Как это ни прискорбно, но по сравнению с 2020 годом, а тогда были смертельно травмированы 5 пензяков, за 11 месяцев 2021‑го таких случаев уже 15 (только двое пострадавших остались в живых). Но до конца декабря все железнодорожные переходы в Пензе должны быть оборудованы накопителями.
* * *
— В минувшем году после многолетнего перерыва по Суре вновь поплыли речные трамвайчики. Но пока они ходят лишь до Барковки. Не планируется ли увеличить дистанцию для этих прогулочных судов? И кто контролирует их деятельность?
— Соответствующим распоряжением Правительства РФ река Сура на протяжении 12,5 километра — от ТЭЦ до плотины Спутника — признана судоходной, что и позволило запустить по вышеназванному маршруту прогулочные суда. О дальнейшем продлении водного пути пока речи не идет.
За исправностью маломерных судов как на Суре, так и на водохранилище и других реках и водоемах региона следят сотрудники ГИМС и транспортной прокуратуры.
На заметку рыбакам: в соответствии со ст. 256 УК РФ отныне на 12,5 км судоходной Суры запрещен лов рыбы в период нереста.
И последнее: совсем скоро российская прокуратура отметит свое 300‑летие. Пользуясь случаем, поздравляю всех действующих сотрудников и ветеранов с юбилеем и желаю здоровья, успехов в работе и личной жизни!
Владимир Вержбовский
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.