Дарья Лисицына: «Жизнь — это твой собственный перформанс!»

Творчество заложено в каждом человеке, убеждена скульптор, архитектор и арт-куратор из Пензы Дарья Лисицына. Нужно лишь не мешать ему раскрываться. Как увидеть прекрасное в обыденности? Как превратить соломинки для коктейля в шедевр? Почему лучшая игрушка для ребенка — дуршлаг? Об этом мы и поговорили с Дарьей.

— Даша, за последние годы ты объехала добрую половину мира — в самых разных странах участвовала в архитектурных симпозиумах. Как туда вообще люди попадают?

— Нужно просто очень любить творить и отслеживать приглашения и сбор заявок. Сейчас, конечно, с поездками по миру стало чуть сложнее, но движуха все равно продолжается.

В некоторых точках мира я побывала по нескольку раз, превратившись из участника в организатора. С тех пор мне скучно просто ехать куда-то в отпуск: хочется полезного творческого процесса, чтобы можно было знакомиться с коллегами, перенимать их опыт, осваивать новые технологии. Это еще и очень выгодно — участникам симпозиумов выплачивается стипендия.

— Какой самый необычный творческий инструмент побывал у тебя в руках за это время?

— Бензопила! Не скажу, что это легко, все-таки весит она примерно 7 кг! Но самое сложное — ее завести. А дальше работа идет уже как по маслу. Однажды посредством пилы под Архангельском я возводила арт-объект «Внутри бога» — исполинского рукокрылого деревянного идола, внутрь которого можно залезть и подергать за веревки, чтобы почувствовать себя властелином мира!

— Какая из стран поразила тебя больше всего?

— Южная Корея, где государство поддерживает сообщество ландшафтной скульптуры, и это потрясающе: в творческих резиденциях скульпторы создают свои шедевры, а затем из всего этого устраивают крупные городские инсталляции в разных локациях. Кроме того, администрация даже делает свои заказы сообществу — вот бы нам в Пензе так!

Кстати, сейчас я учусь на искусствоведа и готовлю к выпуску свой курс о том, как ездить по художественным симпозиумам — надеюсь, для многих будет полезно.

— С кем из селебрити тебе доводилось общаться или работать на одной творческой площадке?

— Я ездила во Францию в творческую лабораторию «Желтая мельница» Славы Полунина. Он уже давно живет там в своем поместье, где они с женой все потрясающе обустроили: любой пенек или камень — это арт-объект. Именно Слава научил меня тому, что вся жизнь — это твое собственное шоу, твоя картина, твой неповторимый перформанс, и он происходит здесь и сейчас.

— Ты тоже любительница перформансов — судя по постам в соцсетях, активно участвуешь во всемирном арт-флешмобе «Изоизоляция», направленном на популяризацию мировой художественной культуры.

— Да, у меня все оказалось под рукой. Я прошлась по «Благовещению» Данте Габриэля Россетти (1850 год): светящийся нимб получился из трубочек для коктейля, приклеенных к ободку. С этой картиной все вообще отлично совпало: я тогда как раз была беременна младшей дочкой.

Вторым номером стал косплей на мозаику со станции «Маяковская» в Москве, эскизы к которой создавал сам Александр Дайнека. Тут мне помогали старший сын и старенькие лыжи.

Кстати, «Изоизоляция» — это отличный способ в домашних условиях развить креативность, причем совершенно бесплатно и подручными средствами (даже если вы живете в хрущевке в спальном районе).

У меня в инсталляциях даже дочка-младенец участвовала — например, выполняла роль мальчика из «Купания красного коня» (конем работало полотенце). Вообще, я считаю, что, став родителем, не надо подчинять свою жизнь потребностям ребенка и ставить на своих интересах крест, как делают многие.

Детей нужно воспитывать в вашей же среде — тогда и им будет интересно, и вы не выгорите. Пусть играют в кастрюльки и дуршлаг, пусть месят свой кусочек теста, пока вы готовите пироги. Давайте ребенку выбор среды из доступных вариантов — и он быстрее освоит важные навыки и лучше адаптируется к разным жизненным обстоятельствам.

— А как быть взрослым? Как им развивать креативность?

— Ходить в музеи, смотреть вебинары, которые бесплатно погружают в мир изобразительного искусства, познавать собственное мироощущение. Особенно это может быть полезно людям нетворческих профессий, замученным рутиной в быту, тем, кому недостает драйва. Ликбез в сфере искусства — путь к духовному и нравственному росту общества.

— Какое твое жизненное кредо?

— Все, что я делаю, я делаю ради любви!

Ксения Ивановская. Фото Е. Миленькой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.