Флаг Пензенской области: вопросов больше, чем ответов

Факт, достойный рубрики «Ну и ну!»: флаг Пензенской области так и не внесен в Государственный геральдический регистр РФ! И тем не менее гордо реет над зданием регионального правительства. Ситуация просто патовая. В 2002 году областная власть, по сути, волевым решением, не опираясь ни на какие исторические факты, не принимая в расчет мнения исторического сообщества, пролоббировала принятие Закона о флаге Пензенской области. Против проголосовали всего пара депутатов Законодательного Собрания, одним из которых был Михаил Демин — гендиректор издательства «Наш дом», выпускающего «Молодой ленинец».

С тех пор знамя с ликом Спаса как бы и олицетворяет собой регион­58. Но на официальном уровне этот стяг никогда не будет утвержден. Почему? Об этом читателям «МЛ» рассказывает заслуженный работник культуры Пензенской области, заслуженный член Российского геральдического общества, член геральдической комиссии при губернаторе Пензенской области Игорь Шишкин.

— Ссылка авторов флага на его преемственность исторических российских образцов полностью ложна и не имеет никакого отношения к истории нашего края, — подчеркивает Игорь Сергеевич. — Речь, видимо, шла о княжеских стягах (предвестниках боевых знамен), а также о хоругвях, с коими дружинники ходили на битву. Они более чем овеяны славой, но государственными символами (флагами) никогда не являлись.

Русские войска бились под знаменами, как правило, червленого цвета, а не золотого. Золотой, а геральдически правильнее говорить — желтый, чаще присутствовал на церковных хоругвях. Об этом говорится не только в трудах известных историков российской геральдики, но и в многочисленных русских летописях.

БСЭ и 5‑томная энциклопедия «Отечественная история» прямо называют старейшим известным в русской военной истории знаменем стяг Дмитрия Донского (полотнище красного цвета с ликом Иисуса Христа). Точно такое же знамя было в войске Ивана IV Грозного под Казанью (1552 год). А вот в боевых действиях в Крыму участвовала уже регулярная армия: будь то походы Петра, положившие начало борьбы России за Крым, либо последующие военные действия XVIII века, приведшие к покорению Тавриды. И русская регулярная армия этого периода воевала под другими знаменами, не имеющими ничего общего с рассматриваемым вариантом флага с ликом.

— Тогда что же может послужить историческим обоснованием для флага Пензенской области?

— Рисунок и цвета флага должны опираться на изображение пензенского герба: в зеленом поле три золотых снопа, перевитых червлеными лентами. Да и правила геральдики требуют привести наш флаг в соответствие с существующей пензенской символикой, то есть в первую очередь с гербом области. Потому что флаг должен быть узнаваем. Этому правилу геральдики — узнаваемости и преемственности местных исторических традиций — в других регионах России стараются не изменять.

До революции геральдику изучали в гимназиях как вспомогательную историческую дисциплину. И знали, что в этой науке каждая фигура, предмет, животное — это иносказательное обозначение чего‑то большего. А большинство ныне живущих даже не ведают, что изображение снопа не стоит трактовать как указание на патриархальное сельское хозяйство. Сноп в геральдике, как и всякий другой символ, имеет смысл, заключенный в девизе. Первоначально на пензенском гербе было начертано: «Едино содержит всех». Что трактовалось так же, как «В единстве — сила».

— Авторы нашего флага при его принятии утверждали, что в основу легло изображение иконы Спаса Нерукотворного, подаренной поселенцам Черкасского острога близ Пензы самим Иваном Грозным во время его похода из Москвы в Казань…

— Легенда о прохождении войск Ивана IV через места, где только через 111 лет возникнет город Пенза, является вымыслом, и не более того. Байка эта была запущена в обиход церковным и общественным деятелем Пензенской губернии второй половины XIX века Я. П. Бурлуцким. И пензенские краеведы неоднократно указывали на несостоятельность подобных измышлений. Окончательную точку в этом поставили труды пензенских историков В. Лебедева, В. Гошуляка и Г. Белорыбкина.

Сотни документов в Историческом архиве начисто опровергают саму возможность дарования в 1552 году царем иконы всего лишь только по двум причинам: войска Грозного в 1552 году не проходили по этой территории, собственно Пенза еще не существовала, так как начала строиться в 1663 году, а Черкасский острог появился чуть ранее — в 1650‑х гг., т. е. через 100 лет после похода Ивана Грозного на Казань.

Получается, что существующий флаг не имеет никакого исторического обоснования для того, чтобы быть официально признанным Геральдическим советом при Президенте РФ как символ пензенских земель.

Есть и другая причина. Никакой процент населения (даже 90%!), разделенного на различные группы по вероисповеданию, не может оправдать вынесение на знамя Пензенской или какой‑либо другой области религиозных символов. Например, я и многие люди моего окружения вообще атеисты. А сама область в составе РФ — территориальное образование светского толка, если так можно сказать. Получается, принятие флага с ликом Спаса дискредитирует саму сущность знамени как объединяющего символа.

— Помнится, создатели флага успокаивали несогласных тем, что «образ Христа максимально десакрализирован» — изображен без нимба…

— Они пытались обмануть самих себя. Пусть уж определятся наконец! Либо у них лик Спаса Нерукотворного (и тогда надо перестать кощунствовать при его изображении!), либо нечто «десакрализованное», по‑русски — «обезбоженное», а это уж тогда точно не Спас!

К тому же изображение лика Господнего не может преломляться, трепетать тканью на ветру. Вспомните церковные хоругви! Лики на них статичны в плоскости как икона. Но икона — это живопись, а гербы и флаги в русской (и мировой) геральдике — не живописные полотна.

Оправдывая допустимость изображения Христа, авторы ссылались на герб (и флаг) Москвы с Георгием Победоносцем, абсолютно не зная истории его появления и описания. Образ на столичном гербе, в широком его понимании, больше связан с историей России, а не с РПЦ. К тому же это не современная геральдика. Подобные святые образы действительно есть на гербах древних русских городов (Архангельска, Углича, Рязани, Киева и других), где за основу взяты символы, пришедшие из их многовековой истории, что и утвердила потом в XVII—XVIII веках российская геральдика.

Но в описаниях этих гербов нет указания на конкретные исторические лица, поскольку их изображения в символике недопустимы. Вот и в описании герба и флага Москвы сказано, что изображен вовсе не святой, а «всадник в синем плаще, поражающий змея». А в гербе Рязани, например, не рязанский князь Олег, причисленный к лику святых, а написано просто — «воин в княжеском обличии». И тут у меня вопрос: а как же правильно описать изображение «десакрализованного» Спаса, не упоминая его имени? Как «измученного человека с печальными глазами»? И при его появлении я должен вставать?..

У нас исторически еще в начале XVIII века прописались три снопа на зеленом поле. Но авторы флага, видимо, посчитали, что нам не повезло, и решили пензенскую историю переделать. Однако требования современной российской геральдики выражены в методических рекомендациях Геральдического совета по составлению территориальных гербов и флагов, не предполагающих широкого и неоправданного использования религиозной символики на официальных символах субъектов РФ, являющихся территориями светского толка. Церковь‑то у нас, смею напомнить, от государства отделена.

Самое время упомянуть и об ошибках, присутствующих в Законе о флаге Пензенской области. Так, в тексте ст. 2 Закона грубо нарушена терминология, принятая и используемая в современной российской геральдике, которая предполагает во флаговедении описывать цветовую гамму семью натуральными цветами: черным, белым, желтым, синим, зеленым, красным и пурпурным. Поэтому в описании не могут быть «травяные», «золотистые», «темно­золотистые» цвета.

К тому же в описании размеров флага допущены ошибки, которые не делают даже учащиеся пятых классов средней школы, изучающие основы линейной геометрии. Если посмотреть на флаг — это прямоугольник, в котором обе полосы вертикальные, а не так, как написано в Законе: одна вертикальная и одна горизонтальная! Таких геометрических фигур в природе не существует, даже если они и прописаны в Законе Пензенской области!

Еще лет десять назад я задал вопрос о судьбе нашего флага председателю Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, главному герольдмейстеру Г. В. Вилинбахову, с которым хорошо знаком. И Георгий Вадимович спокойно ответил, что в таком виде наш флаг никогда не будет занесен в Государственный геральдический регистр. «Давайте подождем, когда в вашей области к власти придут умные люди, — ответил академик Вилинбахов. — Они‑то и обратятся к нам сами, чтобы поправить ситуацию».

— А в какой цветовой гамме вы видите правильный, с вашей точки зрения, флаг Пензенской области?

— В соответствии со сложившимися правилами геральдики цветовая гамма флага территории (в данном случае Пензенской области) должна соответствовать основным цветам герба центра территории (то есть Пензы), а значит, при создании нашего флага должно использоваться три цвета — зеленый (основной), желтый и красный. Это цвета гербов города Пензы и Пензенской губернии.

— Когда пензяки размышляют на эту тему, часть из них обязательно вспоминает о том, что зеленый цвет особо почитают мусульмане…

— Никакая конфессия, религия не имеют своего цвета. Это рассуждения людей малограмотных. Например, одно из парадных облачений Патриарха — зеленого цвета с бело­красной окантовкой. А флаг у исламской Турции — красный. Зеленый в геральдике — цвет жизни, здоровья, плодородия, роста.

Пензенский драгунский полк, квартировавший в Пензе в 1720‑х, имел знамя зеленого цвета с тремя золотыми снопами в верхнем левом углу. Изображение это, перерисованное пьемонтским дворянином Франциском де Санти и помещенное как эмблема Пензы фельдмаршалом Минихом в «Знаменный гербовник» 1730 года, было утверждено как герб города, а в 1878‑м и как герб губернии. И флаг этот, трансформировавшийся несколько раз в течение 150 лет, сохранял пензенскую символику.

Пензенские гражданские чиновники в XVIII—XIX веках ходили в мундирах зеленого цвета с эполетами с тремя снопами до царствования Павла I, а позднее снопы сохранялись на мундирных пуговицах — до 20‑х годов XX века. А офицеры пензенских частей в XVIII веке, кроме всего прочего, носили этот герб на офицерских шарфах, темляках, шейных знаках и эполетах.

Круг замкнулся. И сегодня при создании флага Пензенской области целесообразно использовать герб с 300‑летней историей. Учитывая его корни в российской геральдике, такой проект при прохождении через Геральдический совет не встретит никаких препятствий.

Владимир Вержбовский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.