Какой Новый год без Деда Мороза? Так что в новогодние праздники сказочные дедушки вместе со своими внучками пользуются повышенным спросом. Дед Мороз «Пурга» — один из самых известных в Пензе. Скрывающийся под белоснежной бородой Валерий Кочетков дедморозит уже 47 лет!
— Валерий Николаевич, с чего у вас все началось?
— Начал я морозить в 1974 году. У нас в школе Дедом Морозом был всегда физрук. После шести елок с младшими классами он, скажем так, очень устал и был не в состоянии вести вечернюю елку для старшеклассников. А я был активистом, общественником, на меня, худого тогда и длинного, надели костюм Деда Мороза и вытолкнули в зал. До этого я на елочках в ДК им. 40 лет Октября, которые проводил основатель пензенской гильдии Дедов Морозов Евгений Хайрутдинов, был зайчиком, Незнайкой, Петрушкой… Так что имел представление, как все это происходит, и не стушевался. Так и повелось, что начал дедморозить каждый Новый год, включая два года в армии. Вернувшись в Пензу, я продолжил любимое дело, подав заявку на вступление в гильдию, но меня три года испытывали, и только в 1980 году я стал полноправным членом гильдии Дедов Морозов. Кстати, гильдия раньше была сама по себе, а после смерти основателя ее зарегистрировали и она стала областной общественной организацией «Гильдия Дедов Морозов имени Евгения Андреевича Хайрутдинова».
— Чем советская елка отличалась от нынешней?
— В садиках рабочих городков детишки ждали Деда Мороза с нетерпением. Например, в младшей группе мы заходили в гражданской одежде и при них переодевались в Дедов Морозов: натягивали шубу, шапку, бороду, парик, кушак, чтобы детишек не напугать. Раньше Деда Мороза все — и взрослые, и дети — встречали с воодушевлением. Сейчас дети все — акселераты, даже к полуторагодовалому ребенку родители приглашают. Садятся, как в театре, и сразу же начинают снимать на фото и видео в телефоне. Сейчас из-за пандемии в садиках елки не проводим, практически все вызовы на дом.
— Сколько в СССР стоили услуги Деда Мороза и Снегурочки?
— Такса была стандартной — рубль за утренник. Потом уже, ближе к развалу СССР, стали брать два, потом три рубля… Нас контролировали, не без этого, в 90-е поднялась волна, что нашу деятельность надо бы узаконить. Сейчас мы от нашей гильдии составляем договоры на оказание услуг. Заключаем их с родителями, с родительским комитетом.
— Какие елки больше всего запомнились?
— Наверное, в середине 80-х.
Главную елку курировал Ленинский район. Ставила «Электромеханика», а Дедом Морозом был я от ДК «Южный», где тогда работал, был пазик с радиоустановкой. В то время проходила антиалкогольная кампания, но на Новый год народу негласно разрешалось расслабиться. На площади Ленина дежурили наряды милиции, но на веселящихся они обычно смотрели сквозь пальцы. А вот нам со Снегурочкой доставалось. Народ глумился, могли сорвать шапку, парик, шубу порвать. А однажды мою Снегурочку подняли на руки и потащили за магазин «Татьяна». Хорошо, что в той стороне был Ленинский РОВД и оттуда как раз шел наряд. Да и я с посохом прибежал отбивать Снегурочку.
Бывали такие случаи и позже, уже в нулевые годы. Хотя есть традиция, что Деда Мороза вообще трогать нельзя, иначе весь год тебя будут преследовать неудачи. Одна из самых сложных елок, которую мне приходилось проводить, была в радиационном отделении онкологической больницы. Ребятишки там лежат по полгода, по году. И вот они все прыгают, веселятся, за ними наблюдают педагоги, психологи…И вдруг они засияли. Что же произошло? В чем волшебство? Мамы заулыбались! Потом мне персонал больницы объяснил, что они год не видели улыбки ни одной мамы. Вот такое чудо!
— А веселые эпизоды случались?
— Обычно я перед корпоративами предупреждаю заказчиков, чтобы приготовили мне табурет или стул. Первые два-три конкурса я как бы кружу гостей в хороводе, а потом встаю на этот «пенечек» и сверху показываю движения, какими нужно провожать уходящий год и какими встречать новый. И однажды на этот стульчик взгромоздился подвыпивший генеральный директор одной из компаний. Во мне-то центнер живого веса, а в нем вообще под двести кг. Решил поруководить своими подчиненными. Ну и стул не выдержал, и спасибо этим самым подчиненным, что успели поймать своего руководителя, иначе тот точно себе что-нибудь сломал бы. Но зато это был самый смешной вечер номера.
— Что можете пожелать нашим читателям в новом году?
— В 2022 году Дед Мороз «Пурга» желает всем жителям Пензы и области достатка, душевного спокойствия, конечно же, здоровья, здоровья и еще раз здоровья! Мира и спокойствия в ваших семьях! Любите детей, а они будут вас любить во стократ больше! С наступившим вас 2022 годом!
Яков Белкин. Фото из личного архива Валерия Кочеткова.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.