Дом, где творятся чудеса

В Пензе есть уникальное место, где к лучшему меняются судьбы особенных детей. Корреспондент «МЛ» своими глазами увидел, как все устроено в «Добром доме» и как именно там творятся чудеса.

Без порогов и дверей

…Все началось со Славика. Мама мальчика переживала и металась: какой будет взрослая жизнь ее сына, если даже простейшие бытовые навыки ему никак не даются? Отчаявшись, женщина поделилась своей тревогой с руководителем Пензенского областного отделения общественного фонда «Российский детский фонд» Марией Гаврюшиной. А вскоре появилась классная идея. Так в марте 2021‑го в Пензе и появился «Добрый дом» — учебно­тренировочное пространство для детей с ограниченными возможностями.

К сожалению, через некоторое время мамы Славы не стало, но упорный мальчик к тому моменту научился самостоятельно добираться до «Доброго дома», переодеваться, есть и даже звонить по телефону. Каждый вечер его оттуда забирает папа. И благодаря этому светлому мальчишке аналогичную помощь в маленьком мирке «Доброго дома» получают сейчас и другие дети, которым огромный мир пока кажется чужим и опасным.

Это пространство продумано до мелочей — к примеру, в нем нет дверей и порогов, чтобы коляска проезжала беспрепятственно. В каждой комнате — интерактивные карточки­инструкции, которые в десятый, сотый, а если надо, то и в тысячный раз напоминают особенным детям, как выполнять те или иные бытовые действия. Кто не умеет читать, ориентируется по картинкам и фотографиям.

Пельмени и булочки

«Мы делим группу из 20 человек на две подгруппы — дошкольники приходят до обеда, а остальные во второй половине дня, — рассказывает руководитель проекта «Социальное пространство «Добрый дом» Светлана Камочкина. — Для каждого ребенка составляется ежедневное расписание, занятия проходят трижды в неделю».

Здесь очень интересные и необычные «дисциплины». Например, «Самообслуживание» — в ванной комнате ребята учатся умываться и мыть руки с мылом. В прачечной их обучают стирать руками и в стиральной машине, а после этого сушить вещи и гладить (малышам дают холодный или игрушечный утюг — исключительно для отработки навыка). В спальне проходят «уроки» по развешиванию одежды, уборке пылесосом и застиланию кровати.

Но самое любимое место учеников и педагогов — это огромная кухня, где всегда светло, радостно и вкусно! Комнату разделили на две зоны: одна игровая — там все бытовые предметы игрушечные, а другая — самая настоящая. Здесь старательные ребята учатся сервировать стол, надевать фартук, правильно есть, пить и готовить! Даже столешницу здесь усовершенствовали: нажал кнопку — меняется высота, что удобно для колясочников.

«Мы и булочки в духовке печем! — улыбается Светлана Алексеевна. — Наши детки раскатывают тесто, а это очень полезно для мелкой моторики. А к концу обучения мы сообща готовим первое сложное блюдо — например борщ. Но вообще‑то главный хит у нас — это пельмени, их все ребята обожают!»

Умная практика

Ну а после вкусного обеда, по закону Архимеда, полагается… развлечься! Юным студентам «Доброго дома» рассказывают о разных видах досуга — просмотре телевизора, чтении книг, творчестве. Все это, разумеется, сочетается с практикой. Больше всего ребята обожают глинотерапию под названием «Защищенная мастерская». В «Добром доме» уже целая выставка чудесных работ.

Автор одного из очаровательных глиняных снеговичков — 9‑летний Максим. У него задержка речевого развития, заговорить он смог лишь в 7 лет. «До «Доброго дома» сын ни с кем не общался, а здесь раскрылся и потянулся к людям!» — радуется мама Наталья.

В «Добром доме» у Максима появилась хорошая подружка, десятилетняя Мярьям. «Я сразу поняла, что дочка — особенная с рождения, — признается ее мама. — Она была слабая. Врачи ставили миотонический синдром (это когда мышцы не умеют расслабляться после сокращения) и задержку психического развития. Дочка долго не ходила и не говорила. Но сейчас у нее налицо колоссальные изменения, а в «Добрый дом» она ходит всего‑то несколько месяцев».

У 14‑летней Насти тоже задержка речевого развития. С самого детства ее жизнь состояла из походов по врачам. Лечение длится и по сей день, но семья Анастасии уверенно смотрит в будущее. «Мы сюда ходим с сентября и давно поняли — здесь действительно помогают! — говорит мама Насти. — Дочка дома стала более самостоятельной. Жаль только, что такая школа в сурском крае одна, а ведь особенные дети есть в каждом уголке нашей области…»

Диана Ахмедова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.