Куда нужно жаловаться на водителей и пешеходов

На вопросы читателей «МЛ» отвечает начальник УГИБДД УМВД России по Пензенской области полковник полиции Антон Шматков.

 

*   *   *

— Год от года в Пензе и области становится все больше транспортных средств. А основные городские дороги прокладывались еще в 1960‑е годы. Отсюда — пробки, заторы, аварии. Но автомобилисты все равно говорят, будто есть участки трасс, где ДТП происходят особенно часто. Насколько это верно?

— Сначала об автомобилях. По состоянию на 1 января 2022 года в Пензе и области насчитывалось 493115 различных транспортных средств. И это без прицепов. А ежегодный прирост авто составляет примерно 11000.

Теперь о ДТП на дорогах. Как правило, аварийно опасный участок — это участок дороги, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в городе, поселке, деревне, либо пересечение трасс, где в течение одного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более аварий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

По итогам 2021 года на автомобильных дорогах Пензенской области сложилось 33 места концентрации ДТП. На сети ФАД зарегистрировано 7 очагов аварийности, на региональной автодороге — 1, в границах областного центра — 25. Так, к примеру на федеральной автодороге М­5 «Урал» на 601­м км (Мокшанский район) произошло 3 ДТП, в которых 1 человек погиб и 6 получили ранения, а на 606‑м км (Мокшанский район) имели место 4 ДТП с 5 ранеными.

Чтобы уменьшить или вообще ликвидировать очаги аварийности, в адрес владельцев автодорог направляются предложения о необходимости проведения инженерных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению ДТП.

Приведу и свежую статистику: за 2 месяца 2022 года на территории Пензенской области зарегистрировано 184 ДТП, в которых 17 человек погибли и 251 получили ранения. С участием водителей в состоянии опьянения случилось 4 ДТП, с участием пешеходов — 48. С участием детей­пассажиров — 15. С участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет — 24. Почти половина аварий произошла в темное время суток.

*   *   *

— Сколько в Пензе камер видеонаблюдения?

— На сегодняшний день в Пензе и области 148 камер видеонаблюдения, из которых 137 стационарных и 9 передвижных.

*   *   *

— Лично у меня складывается ощущение, будто брошенные на городских улицах и придомовых территориях машины Госавтоинспекцию не интересуют. А ваше мнение?

— Попробую прояснить ситуацию. Во-­первых, что вы подразумеваете под словами брошенное авто? Если машина стоит в разрешенном месте, а ее владелец уехал в отпуск, командировку, находится на больничном или лежит в стационаре, то нарушения ПДД нет. Какие претензии могут возникнуть у инспектора?

Другое дело — внутридворовые территории. Но и здесь не все подведомственно ГИБДД. Если автомобиль припаркован на газоне, то прерогатива разбираться с такой машиной принадлежит районной администрации.

*   *   *

— Уже надоели бесконечные проверки водителей инспекторами без видимой на то причины! Едешь утром на работу, а с двух сторон гаишники жезлами размахивают, останавливая все авто без исключения. Буквально по пояс в салон лезут с вопросом типа: как ваше здоровье? И, пока инспектор носом почувствует, что ты не пьян, люди теряют драгоценное время. Зачем все это?

— По статистике, большинство водителей в состоянии алкогольного опьянения выявляются под выходные, в праздники и после них. Кстати, о массовых проверках на предмет выявления водителей в состоянии нарко­ или алкоопьянения ГИБДД всегда объявляет заранее. А как еще выявить пьяных за рулем? Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям Пензенской области с просьбой сообщать о подобных инцидентах. Звоните по телефонам: 59‑90‑02, 59‑90‑03, 59‑90‑04, 59‑90‑72. Причем сообщать следует не только о водителях. О пешеходах тоже.

У нас был случай, когда пьяный пешеход упал на проезжую часть дороги и заснул в темное время суток. В итоге он погиб. А потом выяснилось, что мужчину видели многие, но никто об этом не сообщил. Другой такой нарушитель и вовсе тормозил телом проезжающие авто. Если бы граждане сообщили об этом ЧП, ДТП бы попросту не случилось.

*   *   *

— Вправе ли водитель, если его остановил инспектор ГИБДД, снимать того на камеру телефона?

— Да, такое право у автомобилиста есть. В случае если сотрудник ГИБДД повел себя неадекватно или нарушил закон, водитель вправе предъявить эту видеосъемку в вышестоящих инстанциях. Однако выкладывать подобное видео в Сеть вряд ли стоит, поскольку теперь уже инспектор может подать иск в судебные инстанции.

Подчеркну, что все действия каждого нашего инспектора фиксирует его же камера, так что вряд ли наш сотрудник может нарушить права автомобилиста.

*   *   *

— Антон Витальевич, я водитель с 30‑летним стажем и не понаслышке знаю, что автолюбители в подавляющем большинстве соблюдают ПДД. А вот пешеходы… Вы как‑то боретесь с такими нарушителями?

— Конечно, за минувший год к ответственности привлечены 4988 пешеходов. И подавляющее большинство из них — пожилые люди, которые, как правило, переходят проезжую часть там, где им заблагорассудится. Да, мы не всегда штрафуем бабушек и дедушек. На первый раз проводим профилактическую беседу и предупреждаем об ответственности.

И как контрдовод: за непропуск пешеходов на переходе оштрафованы 1957 водителей. Цифра тоже немалая.

*   *   *

— Говорят, что на службу в ваше управление можно устроиться только по великому блату. Проясните ситуацию.

— В действительности дела обстоят иначе: мы на постоянной основе ведем работу по комплектованию кадров УГИБДД. Только в ДПС у нас 37 вакансий. Критерии отбора — годность к службе по состоянию здоровья, желательно высшее образование и служба в армии. Должности у нас все офицерские. Выслуга — сутки за полтора. Принимаем и женщин, рассматриваем каждую кандидатуру.

Владимир Вержбовский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

SinvolPamyati