Пенза нуждается в аварийно-­диспетчерской службе

В центре управления регионом (ЦУР) Пензенской области проанализировали, на что горожане жаловались на прошедшей неделе. Рейтинг составили по обращениям жителей в социальных сетях в Интернете. Всего было обработано 471 обращение. В тройку лидеров вошли темы, которые касаются состояния дорог и работы ЖКХ. Самый популярный вопрос, как сообщает ЦУР, уборка дорог от снега и наледи.

Тем временем в Пензе продолжается борьба с недобросовестными управляющими компаниями. Те из них, кто не выполняет своих обязательств, привлекают к административной ответственности, штрафуют и обещают оставить без лицензии на управление многоквартирными домами.

Параллельно в областном центре идет процесс создания управляющей организации под началом администрации города. Она будет формироваться на базе муниципального унитарного предприятия «Жилье­16», а в дальнейшем может получить юридический статус общества с ограниченной ответственностью.

Какие дома возьмет в свое управление вновь созданная организация и сможет ли эффективно с ними работать? Заставит ли ее появление шевелиться уже существующие частные управляющие компании? И что нужно сделать, чтобы у горожан муниципальные предприятия не ассоциировались с неэффективностью и банкротством? Об этом «МЛ» рассказал глава администрации города Пензы Александр Басенко.

— Почему у вас негативное отношение к предприятиям, которые принадлежат муниципалитету? — задает вопрос мэр и дает ему свое объяснение: — В Пензе долгие годы не было должного контроля над МУПами. Несмотря на то что есть действенные инструменты регулирования деятельности таких предприятий, они не применялись. В итоге это привело к тяжелому финансовому положению большинства МУПов.

Чтобы муниципальное предприятие работало эффективно, должна быть выстроена четкая система контроля, в том числе за его финансово­хозяйственной деятельностью. Такая система не позволит руководителю совершать неправомерные действия из личных корыстных побуждений.

Организовать надлежащий контроль над МУПами реально. И мы намерены этим заниматься.

— Какие проблемы вы видите в работе управляющих компаний в Пензе?

— В городе работает 147 управляющих компаний, все они частные. Среди них есть те, которые иначе как ООО «Рога и копыта» не назовешь. И весь негатив, который связан с работой управляющих компаний в целом, идет именно от таких организаций.

Приведу пример. За рабочий день в многоквартирном доме появляется протокол общего собрания собственников о выборе управляющей компании. Провести собрание в такие сроки невозможно. Начинаем выяснять: жильцы таких решений не принимали и даже не догадываются, кто и как за них голосует.

Еще ситуация. Было муниципальное унитарное предприятие «Заря», которое управляло многоквартирными домами в одноименном микрорайоне. Должностные лица банкротят его, создают ООО с таким же названием, чтобы жильцы ничего не заподозрили, и выставляют им платежные документы от новой организации.

Есть компании, у которых в арсенале только вывески. Они имеют в управлении два­три дома. И те денежные средства, которые они собирают с жителей МКД, тратят на зарплату директора, бухгалтера и какие‑то текущие расходы. А реального обслуживания жилого фонда нет.

На такие псевдоуправляющие компании жилищная инспекция должна обращать внимание в первую очередь: контролировать качество оказываемых услуг, проверять раз за разом, штрафовать. И тогда управляющие компании либо начнут надлежащим образом обслуживать свои дома, либо потеряют право ими управлять. В таких ситуациях и может потребоваться управляющая компания, созданная муниципалитетом.

— Что будет отличать эту организацию от почти 150 других, работающих в Пензе?

— К сожалению, у города есть большое количество жилого фонда, который находится в ненадлежащем состоянии. Мы понимаем, что частные управляющие компании в первую очередь берут на обслуживание те дома, которые новее, где много квартир. С ними работать выгоднее, чем содержать старые малоэтажки, в которых низкая собираемость платы на текущий ремонт и высокая изношенность общего имущества.

Как раз перед управляющей компанией, созданной муниципалитетом, стоит задача взять в управление этот проблемный жилой фонд. Если не будет муниципального предприятия, то некому будет обслуживать такие дома.

Кроме того, при новой компании будет создана реальная круглосуточная аварийно­диспетчерская служба. Ее услугами по договору смогут пользоваться другие управляющие организации и товарищества собственников жилья. Кстати, муниципальная аварийная служба работала в Пензе много лет назад, но была обанкрочена.

К сожалению, не все УК имеют свою аварийную службу. Хотя это одно из лицензионных требований. Нередко управляющие компании заключают договор с организациями, у которых нет ни соответствующей техники, ни персонала. Это создает большие проблемы для жильцов. При возникновении аварийных ситуаций они просто не могут дозвониться, чтобы получить помощь. Реально работающая аварийно­диспетчерская служба должна исправить эту ситуацию.

Собственникам на заметку

В Жилищном кодексе РФ прописано, в каких случаях муниципалитет сможет назначить управляющую компанию в многоквартирном доме. О выборе способа управления МКД говорится в статье 161 ЖК РФ.

Есть три способа:

1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД;

2) управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

«Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме», — говорится в части 3 статьи 161 ЖК РФ.

Орган местного самоуправления вправе назначить временную управляющую компанию в многоквартирном доме при соблюдении ряда условий. Это могут быть случаи, когда организация, с которой у собственников был заключен договор управления, осталась без лицензии.

Процедура будет следующей. Муниципалитет созывает общее собрание собственников для решения вопроса об управлении домом. На нем собственники могут выбрать один из трех способов управления — управляющая компания, ТСЖ либо непосредственное управление домом.

Если собственники не делают выбор либо собрание не проводится, муниципалитет обязан в течение месяца провести конкурс по выбору новой управляющей компании. Если по каким-либо причинам конкурс признается несостоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса. Согласия собственников на это не потребуется.

Юлия Измайлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

SinvolPamyati